В этих условиях Казахстан, по мнению Марии Ван дер Ховен, главы Международного энергетического агентства (МЭА), может стать ключевой фигурой в вопросе ценообразования на нефть в Среднеазиатском регионе.
По словам руководителя МЭА, сейчас происходит трансформация энергетической карты мира, и центры потребления постепенно смещаются в Азию. Новая география спроса и предложения приведет к перемещению основных торговых потоков нефти в Азиатский регион, что повлияет на геополитику нефти, повысив необходимость в коллективных мерах по обеспечению надежности поставок «черного золота». В этих условиях Казахстану, по словам г-жи Ван дер Ховен, необходимо развивать нефтегазовую транспортную инфраструктуру страны, проводить жесткие переговоры по вопросам ценообразования в регионе.
Казахстан, по оценке Василия Якимкина, аналитика FIBO Group, сможет регулировать цены на нефть в Среднеазиатском регионе за счет серьезного роста добычи и экспорта, а также создания инфраструктуры поставок. Более того, по его словам, для этого должен расти спрос на фоне серьезного замедления поставок из ОПЕК, Ближнего Востока и России, что маловероятно. Казахстан, как заметил г-н Якимкин, чисто теоретически может заниматься демпингом, но и то в ограниченных пределах.
Айвар Байкенов, директор департамента аналитики компании «Асыл инвест», считает, что если такое и произойдет, то вряд ли в ближайшей перспективе. Свою точку зрения эксперт объясняет тем, что Казахстан сегодня испытывает трудности с увеличением объемов нефтедобычи и открытием новых месторождений. Объем добычи нефти и газового конденсата в РК в 2013 году составил примерно 81,8 млн тонн. При этом объем экспорта нефти и газового конденсата в минувшем году составил 72,077 млн тонн.
Наина Романова, аналитик АО «BCC Invest», напомнила, что в ближайшем будущем перед Казахстаном стоит перспектива развития нового месторождения Кашаган, которое позволит увеличить добычу нефти до 50 млн тонн в год. Тем не менее, как заметила г-жа Романова, в ближайшие 10-15 лет основными странами, способными влиять на ценообразование, останутся страны, являющиеся главными потребителями нефти. А спрос со стороны потребителей – это один из ключевых показателей, влияющих на мировые цены.
Раньше основным потребителем нефти были США, но за последние годы лидер сменился. Уже сегодня заметно, что центры потребления сместились в Азию. Несколько лет назад Китай превзошел США по объемам покупок нефти у стран Персидского залива. В 2013 году Поднебесная превратилась в лидера по закупкам нефти у государств ОПЕК. Так, Китай, по информации FIBO Group, потребил нефти только в 2012 году 483,7 млн тонн, США – 819,9 млн тонн. За последние пять лет объем потребления нефти в Поднебесной, по подсчетам г-на Якимкина, вырос на 40%, то есть в среднем по 8% в год. При этом эксперт подчеркнул, что в 2013 году в сравнении с китайскими объемами потребления объемы поставок нефти и газа со стороны Казахстана составляют в среднем не более 13,8%, а для всей Азии и того в разы меньше. «Сложно предположить, что Казахстан станет доминирующим игроком на азиатском рынке нефти с тем, чтобы устанавливать там свои цены, даже в долгосрочной перспективе», – заключил Василий Якимкин.
Более того, Китай, по мнению г-на Байкенова, может влиять на стоимость нефти не только как потребитель, но и как крупный производитель. У КНР есть мощные месторождения с легкой нефтью. Реалистичным сценарием, при котором Казахстан сможет влиять на стоимость нефти, считает эксперт, выглядит создание организации, подобной ОПЕК, имеющей возможность совместными и скоординированными силами обеспечить механизмы ценообразования.