Как заверил его глава Кайрат Келимбетов, банкиры дали свое согласие на значительное снижение проблемных займов в течение двух лет. Однако эксперты ставят под сомнение реализуемость планов НБРК в обозначенные сроки.
Намерение уменьшить уровень неработающих займов до менее 10% к 2016 году г-н Келимбетов озвучил на декабрьской пресс-конференции Национального банка. Еще ранее в сентябре 2013-го планы главного банка страны были куда более амбициозными. Тогда заместитель председателя НБРК Данияр Акишев сообщил, что монетарные власти установили пороговые значения на NPL в ссудном портфеле банков второго уровня – с 1 января 2014 года в размере не более 20%, а уже с 1 января 2015 года – не более 15%.
И кнутом, и пряником
Примечательно, что эти лимиты на неработающие кредиты Нацбанк пытается ввести не впервые. Первоначально предполагалось установить их на обозначенных уровнях с 1 января 2013-го и с 1 января 2014 года, соответственно, и параллельно предусмотреть ряд административных мер к банкам-нарушителям.
«Мы внедрили систему раннего реагирования на риски. При несоблюдении этих пороговых значений, помимо штрафных санкций, мы можем отстранить руководство от управления финансовой организацией. Это достаточно жесткая мера. Нацбанк имеет право поменять менеджмент любого банка», – пояснил г-н Акишев.
В свою очередь на упомянутой декабрьской пресс-конференции Кайрат Келимбетов подтвердил намерение Нацбанка жестко реагировать на нарушения его нового требования по проблемным займам. «В ближайшее время мы примем решение, что с 1 января 2016 года невыполнение обязательств банками повлечет за собой меры, – заявил г-н Келимбетов. – Это отзыв определенных лицензий и т.д. Это очень серьезный посыл и банки нас услышали».
Взамен на согласие снизить долю неработающих займов Кайрат Келимбетов пообещал банкам упростить процедуры банкротства заемщиков и продлить после 2013 года для банков действие налоговых льгот по провизиям, восстанавливаемых в случае списания «плохих» кредитов за баланс. При этом предполагается, что вопрос с проблемными займами будет решаться с помощью дочерних организаций банков по управлению стрессовыми активами, коллекторских агентств и Фонда проблемных кредитов (ФПК).
Однако, как показывает неудачный опыт по очистке балансов банков от проблемных займов, начиная еще с создания в ноябре 2008 года Фонда стрессовых активов и кончая формированием Нацбанком ФПК в апреле прошлого года, очередные меры монетарных властей могут оказаться малоэффективными. И дело даже не столько в Национальном банке и его несогласии выкупать проблемные кредиты, не связанные с недвижимостью в ФПК, по цене, предлагаемой БВУ, сколько в их объеме, который был накоплен банковской системой во время кризиса 2007-2009 годов.
Согласно информации НБРК, на 1 декабря 2013 года доля займов с просрочкой платежей выше 90 дней по банковскому сектору в абсолютном выражении достигла 4,158 трлн тенге, или около $27 млрд, а в относительном – 31,4% от ссудного портфеля. «Мы номер один в мире по неработающим кредитам», – признался глава Нацбанка. При этом он пообещал, что государство в 2014 году сконцентрирует свое внимание «на эффективности денежно-кредитной политики». «Будет рассмотрено, насколько возможно перезапустить систему кредитования», – пояснил Кайрат Келимбетов.
Что мешает снизить NPL?
Между тем аналитик по ценным бумагам Visor Capital Динара Емилбаева назвала планы Нацбанка по снижению «плохих» займов «достаточно оптимистичными», акцентировав внимание на неэффективности имеющихся механизмов по снижению доли NPL. «Мы видим, что банки неохотно передают «плохие» кредиты в фонд стрессовых активов Нацбанка, так как фонд готов приобретать данные кредиты (соответствующие требованиям фонда и не относящиеся к рынку недвижимости) с большим дисконтом», – отметила эксперт.
Текущая нормативная база, по ее мнению, также не позволяет банкам «легко списывать кредиты, так как существуют определенные бюрократические процедуры (признание неплательщика банкротом и т.д.), налоговые барьеры».
При этом аналитик Visor Capital не исключает того, что перечисленные г-ном Келимбетовым административные и стимулирующие меры Нацбанка по снижению NPL могут повлиять на снижение уровня просроченных кредитов. Однако эксперт подчеркнула, что на данный момент «сложно оценить масштаб предполагаемого успеха».
В целом Динара Емилбаева считает, что текущий год может ознаменоваться уменьшением доли NPL. «Из последних заявлений главы Национального банка г-на Келимбетова стало ясно, что регулятор в этом году сфокусируется на работе по снижению неработающих кредитов в секторе. Для того чтобы значительно снизить данный показатель, на наш взгляд, должны быть сделаны изменения в регуляторной базе. Помимо этого одно из ожидаемых событий текущего года – слияние «Казкоммерцбанка» и БТА. В этом случае, скорее всего, БТА частично спишет свои займы, что повлияет положительно на статистику сектора», – заключила эксперт.
Впереди планеты всей
А пока Казахстан продолжает быть абсолютным лидером в антирейтинге Всемирного банка по доли NPL от общего объема выданных кредитов, оставляя далеко позади даже переживающих глубокий кризис Ирландию и Грецию. Лидеры рейтинга расположились в следующем порядке: Казахстан – 31%, Ирландия – 18,7%, Литва – 18%, Греция – 17,2%, Болгария – 16,9%, Румыния – 16,8%, Венгрия – 15,8%, Молдова – 15,2% и Украина – 14,1%.
Но и это не все. Реальная ситуация в казахстанском банковском секторе по неработающим кредитам может быть намного хуже официальных данных по этому показателю. На что указывают оценки таких международных рейтинговых агентств, как Moody’s Investors Service и Fitch Ratings. По их расчетам, доля NPL в среднем по банковскому сектору Казахстана может превышать 40%. Причем у наиболее проблемных участников банковского рынка уровень неработающих займов в ссудном портфеле де-факто намного выше среднего показателя, а у «БТА Банка», по информации «Халык Финанс», – и вовсе более 85%.
Но даже если иметь в виду только официальные цифры, то задачу по снижению доли неработающих кредитов ниже 20% к началу 2014 года Нацбанк так и не решил. Поэтому есть все основания предполагать, что его планы по уменьшению доли NPL ниже 10% к началу 2016 года также не увенчаются успехом.