Кадровые и реформистские перипетии, коснувшиеся Министерства образования и науки РК за последние 10 лет, не могли не отразиться на качестве образования. О соотношения качества и стоимости образования в стране нелестно отзываются не только граждане, но и международные рейтинги.
Отзывы настолько негативны, что Академия государственного управления при президенте РК проводит социологические исследования в области высшего образования по двум темам: качество высшего образования и, как следствие, его место в рейтинге, а также качество школ менеджмента в стране.
Однако, как сообщила Бибигуль Утепкалиева, начальник управления стратегического и инновационного развития департамента высшего профессионального образования МОН РК, в международных рейтингах высших учебных заведений участвует более 20 казахстанских вузов.
Неоднократно отмечалась низкая эффективность деятельности министерства. Так, «с 2000 года в отрасли сменилось 7 руководителей, и каждый из них начинал свою деятельность с очередной крупномасштабной реформы. Ни одна из них так и не была доведена до конца. Огромные вливания в данную отрасль дали более чем скромный результат. Многим хотелось бы сказать: оставьте образование в покое, от реформ уже тошнит», выразила свое негодование депутат Дарига Назарбаева на парламентском часе в мажилисе в начале недели.
Караван реформ между тем продолжает свой путь. Одной из крупнейших реформ в образовании станет внедрение системы двенадцатилетнего среднего образования. Аслан Саринжипов, действующий профильный министр, отметил, что нововведение будет осуществлено по намеченному плану. Это означает переход школ на двенадцатилетку уже в 2015 году.
Как сообщил министр на правительственном часе в мажилисе, из-за демографических колебаний доля учеников средних школ значительно увеличится по сравнению с учащимися колледжей и университетов. По этой причине министерство рассматривает пресловутый двенадцатый класс на базе вузов. Рабочая группа предлагает подушевое финансирование для заинтересованных учебных заведений.
Экспертные мнения по данному вопросу кардинально расходятся. Одни утверждают, что это панацея от всех образовательных болезней и еще более сильная интеграция Болонского процесса. Другие однозначно против реформы и приводят множество аргументов в свою пользу. Тем не менее реформа неизбежна.
Между тем на ближайшие три года расходы на образование и науку составят 1267 млрд тенге, сообщил министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев.
Но кто займется оценкой эффективности освоения бюджетных средств? Наполеоновские планы нового министра по модернизации системы образования безусловно требуют немалых затрат. Как сообщает министерство, в общем пакете запланированных мер серьезное внимание уделяется и вопросам качественного изменения высшего образования. И здесь на первом месте наиболее резонансная и непростая тема проведения единого национального тестирования. В Минобразования обещают провести тщательный анализ нынешней модели ЕНТ и представить, возможно, новый формат проведения тестирования. Кроме того, ведомство намерено обновить концепцию e-learning, которая должна была сократить цифровое неравенство между городом и селом еще в 2011 году.
Какой еще велосипед предложат
придумать или модернизировать светлые умы министерства, нам остается гадать.