Министр нефти Ирана заявил, что страна готова развязать ценовую войну и снизить стоимость нефти до $20 за баррель. Иран хочет увеличить добычу нефти, несмотря на то, что ОПЕК не изменила цели по добыче на следующий год, которые были установлены еще в декабре 2011 года. Тогда организация решила сохранить квоты на уровне 30 млн баррелей в сутки.
Заявление министра нефти Ирана для сырьевой экономики Казахстана кажется наиболее опасным. Тем более, как заметил Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК, у Ирана есть реальный потенциал для снижения стоимости нефти на мировом рынке, так как эта страна обладает колоссальными запасами углеводородного сырья.
Однако Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований инвестиционной группы «Универ», уверен в том, что до $20 за баррель Ирану снизить цену на нефть не удастся. «Максимум цена на нефть может упасть на $10-15, то есть до $85 за год», – считает г-н Александров.
На данном этапе, по мнению Олега Егорова, Иран не пойдет на ценовую войну. Он объясняет это тем, что обстановка вокруг Ирана только начинает постепенно приходить в норму. Г-н Егоров напомнил, что санкции, которые были приняты рядом государств против Ирана, только стали ослабевать «В этой обстановке Тегеран не будет настраивать вновь против себя другие страны», – говорит эксперт.
Действительно властям Ирана не так давно удалось достичь соглашения по ядерной программе. Согласно договоренности, мировое сообщество признает право Ирана на мирную атомную программу, включая право на обогащение, но при этом все спорные вопросы должны быть закрыты. В первые шесть месяцев Иран должен будет заморозить всю программу, не добавлять новых центрифуг, не предпринимать новых действий по строительству реактора на тяжелой воде. Соглашение с Ираном не предполагает обогащения урана. Оно подразумевает, что в дальнейшем обогащение урана Ираном может быть только по обоюдному согласию с международным сообществом.
Помимо того, что Тегеран не станет портить вновь наладившиеся отношения, еще одним фактором, который не позволит Ирану развязать ценовую войну, по мнению г-на Егорова, является отсутствие рынков сбыта. Как он справедливо заметил, обрушить цены на нефть можно только в одном случае: если будет колоссальный впрыск нефти на внешний рынок. Но сегодня некому будет купить колоссальные объемы иранской нефти. На данный момент Иран может увеличить объемы поставок в Азиатский и Тихоокеанский регионы, так как между ними есть определенные договоренности. Но это будут незначительные объемы.
Как подчеркнул г-н Александров, повышение уровня добычи нефти в Иране может лишь задать вектор на понижение цены на мировом рынке. После достижения договоренности в Женеве по ядерному вопросу котировки нефти стали снижаться. Наряду с разморозкой активов Тегеран получил ослабление санкций на нефть.
Запасы «черного золота» в Иране являются одними из крупнейших в мире. Если в 2011 году страна экспортировала порядка 2,5 млн баррелей в день, то уже в 2012 году из-за санкций США и ЕС сократила поставки до 1,5 млн. Таким образом, на рынок в самое ближайшее время может вернуться около 1 млн баррелей, что и влияет на мировые цены.
Но членство Ирана в ОПЕК может смягчить влияние фактора роста поставок. Любое увеличение производства со стороны Ирана может быть компенсировано сокращением поставок из других стран ОПЕК.
По мнению г-на Егорова, цены на нефть будут оставаться стабильными. Свой прогноз он объяснил тем, что Иран не сможет значительно влиять на ценообразование на рынке нефти, а другой фактор – развитие добычи сланцевой нефти уже исчерпало себя.
«Тот ажиотаж, который был поднят США вокруг добычи сланцевой нефти и газа, не оправдан, и всем это стало понятно», – говорит Олег Егоров. Изначально все к вопросу добычи сланцевой нефти и газа отнеслись как к революционному прорыву, который изменит сырьевой рынок. Ожидали, что в скором времени США благодаря развитию добычи сланцевой нефти откажутся от ввоза в свою страну углеводородного сырья. Но, как мы видим, этого не произошло.
Во-первых, такое производство небезвредно, и после него остается множество отвалов, шлаков и золы. В результате технологических переработок, которые производятся в процессе добычи сланцевой нефти, в атмосферу выделяется значительное количество нежелательных компонентов. Во-вторых, подчеркнул г-н Егоров, получаемый таким способом продукт – нефть или газ – на первой стадии не соответствует никаким стандартам. Соответственно, над этими продуктами еще необходимо проводить дополнительную работу.
Цена на нефть, по прогнозам Олега Егорова, сохранится в пределах $100 за баррель. Эксперт не отрицает, что на рынке будут какие-то колебания. Но они, по мнению г-на Егорова, будут незначительными.