Россия и Казахстан договорились о поставке нефти через территорию последнего в Китай. Договор был заключен между «Роснефтью», «КазМунайГазом» и «КазТрансОйлом».
По новому пути КНР ежегодно будет получать более 7 млн тонн нефти в год, или 140 тыс. баррелей в сутки. При этом все экспортные пошлины, общая сумма которых достигает $2,5 млрд в год, будет оплачивать российская компания. Договор начнет действовать с 1 января 2014 года и продлится в течение 5 лет с возможностью автоматической пролонгации еще на 5 лет. Нефть будет поставляться в Китай по своп-схеме. Россия будет поставлять 7 млн тонн нефти в Казахстан, а Казахстан в свою очередь будет отправлять аналогичный объем в Китай.
Этот договор можно расценивать как небольшую победу РК на этапе привлечения гарантированных и стабильных поставок нефти из России в казахстанско-китайскую трубу. Сегодня этот нефтепровод претендует на существенное увеличение своей пропускной способности. Ранее Казахстану не удавалось увеличить объемы поставок нефти по трубопроводу. Фактически поставки осуществлялись не на постоянной основе. Так, до 2009 года маршрутом поставок через Казахстан в Китай по нефтепроводу Атасу – Алашанькоу воспользовались только две российские компании. А в 2010 году прокачка российской нефти в данном направлении вообще не осуществлялась.
Нефтепровод Атасу – Алашанькоу протяженностью 1 тыс. км был запущен в декабре 2005 года, и изначально его пропускная способность составляла 10 млн тонн нефти в год. В 2011 году в рамках реализации второй очереди второго этапа проекта казахстанско-китайского нефтепровода в Казахстане было завершено строительство НПС-11 на участке Атасу – Алашанькоу, что увеличило пропускную способность трубы до 12 млн тонн в год. А в настоящее время казахстанская сторона по согласованию с китайской намерена расширить ее до 20 млн тонн в год. Но заполнять эту трубу до подписания контракта было нечем.
Однако Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК, выразил обеспокоенность тем, что Россия теперь будет поставлять в Китай ту нефть, которую ранее предоставляла казахстанским НПЗ для переработки. Между Казахстаном и Россией, по информации г-на Егорова, существует договор, в рамках которого РФ поставляет на отечественные НПЗ 7 млн тонн нефти для переработки. Но этот контракт заканчивается как раз в тот момент, когда вступает в силу договор, заключенный между «Роснефтью», «КазМунайГазом» и «КазТрансОйлом», – 1 января 2014 года. «Судя по всему, Казахстан не будет продлевать контракт по поставкам нефти с Россией, а та в свою очередь будет поставлять этот объем в Китай», – говорит Олег Егоров.
Сложившаяся ситуация вызывает опасения. Ведь если Казахстан не будет получать прежних объемов нефти из России, то отечественным НПЗ будет не хватать сырья, и они могут приостановить свою работу. Несмотря на то, что в Казахстане добываются большие объемы нефти, республике принадлежит лишь 22% от общих объемов добываемого сырья. Какую-то часть направляют на казахстанские НПЗ, а какую-то – экспортируют. Отказаться от экспорта ради обеспечения внутренних потребностей рынка наша республика на сегодняшний день не может.
Между тем Анна Анненкова, независимый аналитик в нефтяной отрасли, успокаивает, говоря, что в принципе Россия может поставлять по 7 млн тонн в год и в Китай, и в Казахстан. «Такая вероятность существует, так как РФ может сократить поставки по западному направлению и обратить эти объемы в нашу страну», – рассказала она.
Что же касается затягивания сроков подписания нового договора по поставкам нефти между Казахстаном и Россией или продления старого договора, то г-жа Анненкова, считает, что это может быть частью противостояния. В этой ситуации каждая из сторон пытается лоббировать свои интересы. Подписанием контракта с КНР Россия, по мнению эксперта, желает продемонстрировать Казахстану, что сможет найти клиентов на свою нефть.
Но
оставлять казахстанские заводы без сырья, по словам г-жи Анненковой, никто не
будет. «Нельзя забывать о том, что Россия и Казахстан находятся в союзе. Это
новый режим отношений, но, по всей видимости, Россия продолжает пытаться
диктовать условия негласным способом», – считает Анна Анненкова.