Несколько раз в год законодатели меняют одну и ту же норму по поводу устрашающих картинок на пачках сигарет. Из-за этого множество пачек остаются нереализованными. Бизнесмены и Министерство здравоохранения РК пока не могут прийти к общему мнению. Конфликт интересов приводит к тому, что предприниматели терпят убытки.
Напомним, с 4 июля текущего года введены графические предупреждения, которые заняли 40% поверхности пачек сигарет. Именно поэтому бизнесменов обязали прекратить продажу сигарет без устрашающих картинок. В магазины без предупреждения наведываются проверяющие. Об этом рассказал Нурсадык Абишев, президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана.
Вместе с тем планируется, что в 2014 году примут поправки в Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» об увеличении размера устрашающих картинок на пачках сигарет. Это означает, что пиктограммы разместят на 50% основной поверхности пачки. «Мы вошли в Таможенный союз и будет еще вноситься единый регламент. Нам нет сейчас смысла вносить изменения в этот закон. Будет принят техрегламент, и мы снова будем приводить свой закон в соответствие с теми договорами, которые мы подпишем», – отметил г-н Абишев.
Ассоциация обращается к правительству с предложением исключить эту норму, так как она представляет угрозу коррупционного давления и убытков для бизнеса. К президенту ассоциации обратились с просьбами местные бизнесмены. По их мнению, «розница» оказалась под пристальным вниманием проверяющих, многие владельцы магазинов списывали товар. Как отметила Людмила Кадырова, индивидуальный предприниматель, продажи сигарет не уменьшились, но нереализованная продукция принесла ей убытки в размере 100 тыс. тенге.
По ее мнению, программа, которую предложил Минздрав, не принесла особых результатов. «Кому не нравятся эти изображение на пачках, стали приобретать портсигары. Кто-то просто не обращает внимания на картинки. Пострадали мы. Обратно табачные компании не приняли старые упаковки без изображений», – сетует г-жа Кадырова. Представители бизнеса и ассоциации просят ввести поэтапный переход к нововведениям, чтобы до конца продать сигареты.
«Не моя задача защищать производителей табачных изделий. Я, как человек, который бросил курить 15 лет назад, отношусь к этому отрицательно. Но, с другой стороны, мы говорим о предпринимателях, которые продают эту продукцию, разрешенную к продаже в этой стране. После подобных изменений в законе на следующий день могут прийти проверяющие, – комментирует Ерлан Стамбеков, директор Палаты предпринимателей города Алматы. – Возникают барьеры и коррупционные схемы. Мы против подобного рода вещей. Мы считаем, что любой принимаемый закон должен за собой нести переходный период, чтобы предприниматели могли привести в соответствие те товары, которыми они торгуют».
Что остановит курильщиков?
Когда вышел закон, табачные компании были уверены, что устрашающие картинки на пачках никак не повлияют на продажи. Сами курильщики либо стараются не обращать внимания на картинки, либо покупают портсигары. В интервью «Капитал.kz» директор департамента корпоративных и регулятивных отношений «Бритиш Американ Тобакко Казахстан» Арман Абикенов привел в пример исследование международной консалтинговой фирмы Deloitte в 2011 году. Это исследование охватило 27 стран-регуляторов в отношении требований к упаковке табачной продукции за период с 1996 по 2009 годы.
Игроки рынка пытались определить воздействие введения различных требований к упаковке табачной продукции на потребление табака. Результаты эконометрического моделирования показали, что устрашающие картинки не могут оказать ощутимого и прямого воздействия на объемы потребления табачной продукции.
«В связи с этим в апреле-мае все производители и импортеры табачной продукции в Казахстане досрочно начали планомерную замену табачной продукции в старой упаковке (с текстовым предупреждением) на табачную продукцию в новой упаковке (с графическим предупреждением), так как невозможно произвести замену всей продукции в масштабе такой большой страны, как Казахстан, в течение одного дня», – отметил г-н Абикенов.
Свое несогласие с бизнесменами и табачными компаниями выразила Джамиля Садыкова, представитель национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма». По ее мнению, устрашающие картинки как раз, наоборот, влияют на казахстанцев. «То, что люди покупают портсигары, говорит о том, что картинки действуют так, что они не могут это видеть. Достаточно двух секунд, чтобы человек отпечатал это изображение у себя в голове и это сподвигло его постепенно бросить курить. Такое явление будет происходить в течение 3 лет. Так, 200 тыс. человек бросают курить незамедлительно, 840 тыс. человек – в течение 3 лет», – комментирует она.
По информации Джамили Садыковой, в Алматы в 92% магазинов продаются пачки сигарет с устрашающими картинками. «Ни один торговый предприниматель не сказал, что к нему пришли и заставили убрать те пачки, которые стоят без этих картинок. Мы специально не поднимаем шум, что есть пачки без «страшилок». Не надо наговаривать, что есть коррупционные нормы», – говорит она.
«Такие люди, как вы, – обратилась г-жа Садыкова к г-ну Абишеву, – во главе с Азатом Перуашевым, а также с другими лоббистами стали громко говорить о том, что «мы хотим видеть устрашающие картинки на 30% поверхности». Мы считаем, что 50% никакой роли не сыграют ни для вас, ни для табачных компаний», – отметила представитель национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма».