Первичную медико-санитарную помощь в Казахстане планируют поднять на качественно новый уровень. О том, какие результаты уже принесли программы в системе здравоохранения, «Капитал.kz» рассказала Гульнара Мухамеджанова, главный врач районного медицинского объединения Ауэзовского района города Алматы – главный врач ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №6».
- Гульнара Балтабаевна, какие программы в области здравоохранения сегодня уже действуют? Насколько они эффективны?
- Основным важным приоритетом как в мире, так и в Казахстане является достижение максимально высокого здоровья населения. Ежегодно глава нашего государства Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана особое внимание уделяет охране здоровья населения. Президентом были поставлены задачи перед системой здравоохранения.
Основная задача, которую определил Нурсултан Назарбаев в государственной программе развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан на 2011-2015 годы» – комплексное совершенствование системы здравоохранения. Мы можем говорить об эффективности этой программы. Также планируется поднять на качественно новый уровень первичную медико-санитарную помощь. Прежде всего она ориентирована на пациента.
Сегодня уникальным механизмом реализации поставленных задач и модернизации здравоохранения выступает Единая национальная система здравоохранения в контексте с ее принципами, которая внедрена с 2010 года. На мой взгляд, выделенные финансы на охрану здоровья – это выгодные инвестиции, которые приносят огромную экономическую отдачу для бюджета страны. Результаты проделанной работы налицо.
- А сколько средств ежегодно направляется в систему здравоохранения в Казахстане?
- Ежегодно увеличивается объем финансирования здравоохранения. Если в 1999 году финансирование составляло около 46 млрд тенге, то в 2012 году – более 735 млрд тенге. Это означает, что за последние 10 лет финансирование возросло в 16 раз.
Только по нашей поликлинике финансирование по комплексному подушевому нормативу за последние 3 года возросло на 35%. Мы считаем, что это способствует модернизации системы здравоохранения, улучшению здоровья граждан в целом по республике.
- Что вы можете сказать о качестве медуслуг в Казахстане?
- Во всех регионах страны создаются необходимые условия для получения качественных медицинских услуг. Также создан медицинский кластер. Это пять инновационных объектов здравоохранения: детский реабилитационный центр, центры материнства и детства, нейрохирургии, неотложной медицинской помощи и центр кардиологии.
Ускоренными темпами развивается транспортная медицина, обеспечивающая медицинскими услугами самые отдаленные районы нашей страны. Национальная скрининговая система позволяет выявлять и предотвращать заболевания на ранних стадиях.
В настоящее время уделяется большое внимание амбулаторно-поликлинической службе, как одному из главных уровней оказания медпомощи. Отличительной чертой этого вида оказания помощи от стационарной, а также от скорой является ее продолжительность. Помощь направлена на решение большинства индивидуальных проблем со здоровьем семьи и населенного пункта. В целом население остается довольным качеством услуг первой медпомощи
- Какая мотивация вводится в поликлиниках для медработников, чтобы качество услуг улучшалось?
- Действительно, в поликлиниках и больницах сегодня продолжается работа по созданию модели взаимоотношений «мотивированный сотрудник и удовлетворенный пациент». Эта модель повышает уровень удовлетворенности населения качеством оказываемых медицинских услуг и заинтересованности врача в конечных результатах своей работы.
Система оценки медицинских услуг по конечному результату, оказанных каждым медработником, и, соответственно, увеличение заработной платы через стимулирующий компонент подушевого норматива способствуют мотивации сотрудников. Сегодня врач и медицинские сестры каждой участковой службы рассчитывают свои индикаторы ежемесячно. Именно мониторинг показателей стимулирует медработников работать на улучшение конечного результата, согласно которым и проводится дифференциация заработной платы. Таким образом, в амбулаторно-поликлинической службе появилась возможность ежеквартального поощрения за качественную работу.
Отсюда следует вывод, что в условиях рынка появился важный мотивационный рычаг поощрения труда медицинских работников – СКПН – за улучшение качества предоставляемых медицинских услуг населению. С учетом того, что 10% от СКПН направляется на повышение квалификации, расширяются возможности для непрерывного образования сотрудников как в Казахстане, так и за рубежом.
Хочется отметить, что внедрение дифференцированной оплаты за конечные результаты позволяет создать конкурентную среду, повышает престиж медицинских работников и, соответственно, влияет на удовлетворенность пациентов качеством предоставляемых медицинских услуг.
В 2012 году усовершенствованы принципы мотивации медицинского персонала и утверждены внесением изменений в приказ и.о. министра здравоохранения РК от 10 ноября 2009 года № 689 «Правила оплаты труда медицинских работников в зависимости от объема, качества оказываемой медицинской помощи и отраслевой системы поощрения».
По итогам 2012 года 65% медицинских организаций по стране внедрили дифференцированную оплату за конечные результаты деятельности. Было охвачено более 34% медицинских работников организаций здравоохранения, участвующих в оказании ГОБМП. Соответственно, увеличилась заработная плата медработников.
- На сколько процентов выросла зарплата работников в вашей поликлинике?
- Например, средняя заработная плата сотрудников нашей поликлиники по сравнению с 2010 годом выросла на 65,9% за счет внедрения стимулирующего комплексного подушевого компонента.
- Для дальнейшего совершенствования финансирования амбулаторно-поликлинической помощи с прошлого года министерством здравоохранения в 15 организациях ПМСП проводится пилотный проект по внедрению комплексного подушевого норматива, в котором участвуют поликлиники. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.
- Главная цель комплексного подушевого норматива (КПН) – повысить ответственность врачей первичного звена за состояние здоровья прикрепленного населения. Также необходимо обеспечить мотивацию врачей к улучшению качества медицинской помощи. В связи с этим разработан механизм увеличения расходов на службу ПМСП и профилактику заболеваний, а также сокращения необоснованных лабораторно-диагностических и консультативных услуг.
Введение КПН предусматривает внедрение социально ориентированной семейной медицины, обязательное повышение квалификации и увеличение количества врачей общей практики, делегирование части полномочий от врача к медицинским сестрам. В связи с этим стимулирующая составляющая КПН будет зависеть от уровня достижения конечных результатов деятельности работника. С 2014 года данный проект будет внедрен по всей стране.
Отмечается ежегодная положительная тенденция роста числа граждан, воспользовавшихся своим правом выбора стационара для плановой госпитализации. По республике по итогам 2012 года данное число жителей по отношению к 2010 году увеличилось в 2,5 раза, в том числе среди сельских жителей в 3 раза. А число пациентов, получивших стационарозамещающую помощь, выросло на 34% по сравнению с 2010 годом.
Также хочется отметить, что с 2012 года медицинским организациям здравоохранения предоставлена возможность приобрести оборудование со стоимостью до 50 млн тенге через лизинг и на возмещение лизинговых платежей в республиканском бюджете.
- В нашей стране была принята «Программа развития онкологической помощи в Республике Казахстан на 2011-2016 годы». Одним из приоритетных направлений данного документа является развитие программ ранней диагностики онкозаболеваний, расширение скрининговых исследований. Какие результаты можете отметить?
- Национальная скрининговая программа проводится по инициативе Министерства здравоохранения РК по плану, согласно которому люди определенного возраста могут пройти в своих поликлиниках бесплатное обследование, включающее в себя осмотры в доврачебном кабинете и диагностику, состоящую из лабораторно-инструментального обследования и осмотра специалистами.
На эти мероприятия Казахстан выделяет немалые суммы в виде целевых текущих трансфертов для медицинских организаций. К примеру, на 2013 год на проведение скрининговых осмотров в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи для нашей поликлиники выделено более 52,5 млн тенге. Охват скрининговыми осмотрами составил более 56 тыс. пациентов.
Первичная медико-санитарная помощь является первым уровнем системы здравоохранения, куда люди приходят со своими жалобами на здоровье. На этом уровне оказывается лечебная и профилактическая помощь.
В целом можно сделать вывод, что реформы относительно ПМСП в Казахстане не носят фрагментарный характер. Глава государства поставил амбициозные цели и задачи, которые должны вывести нашу страну на качественно новый уровень в оказании медицинской помощи.