Если казахстанские производители не смогут успешно конкурировать в рамках Всемирной торговой организации, то промышленность мы потеряем. Других вариантов просто нет.
На прошлой неделе на V экономическом форуме крупного бизнеса «Эксперт Казахстан-200» премьер-министр Казахстана Серик Ахметов призвал отечественных бизнесменов готовиться к конкуренции в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). «Мы на пороге создания Евразийского экономического союза, большой достаточно рынок, и там тоже не дремлют. Все-таки Беларусь, не имея такой мощной, как Казахстан и Россия, сырьевой базы, в секторе обрабатывающей отрасли, услуг, агропромышленном секторе, конечно же, диверсифицируется, готовится к конкуренции. То же самое делают и большинство предприятий Российской Федерации. Мы на пороге вступления в ВТО. Почти десятилетний переговорный процесс завершается, и я думаю, что этот процесс уже не остановить. И основной наш партнер по Таможенному союзу – Российская Федерация – активно вместе с нами двигается. Недалек тот день, когда Казахстан реально, де-факто, вступит в ВТО. Это означает, что наши потребители будут иметь достаточно качественный продукт. И в таких условиях насколько наши предприятия и новые производства, новые секторы будут конкурентоспособны?» – сказал Серик Ахметов.
Он добавил, что следом за товарами в страну придут и услуги, а в Таможенном союзе, Евразийском экономическом пространстве и в рамках ВТО будет обострение конкуренции. «К чему я свою мысль высказываю, чтобы мы немножко прониклись этим. Она почувствуется в ближайшее время, и наш бизнес должен быть готов. Потому что вы сегодня в этой нише прекрасно чувствуете себя, но завтра проникновение товаров по всем направлениям вытеснит наш продукт и ваши товары. И тогда вы встанете перед дилеммой или будете ругать правительство», – отметил г-н Ахметов.
ВТО – не благотворительная организация
Безусловно, многие и так понимают, что ВТО – это не благотворительная организация, внутри нее никто с казахстанскими производителями церемониться не будет. Или производишь продукцию, которая находит рынок сбыта на мировом рынке, или производство обанкротится.
Кстати, первый сигнал о том, что в рамках ВТО конкуренция жесткая, и ни одна страна не потерпит искусственных преград, уже прозвучал.
Так, в России утилизационный сбор на новые автомобили был установлен еще в 2010 году. В 2010-2011 годах он составлял 3 тыс. рублей и взимался с владельца при заключении договора утилизации. С 1 сентября 2012 года утилизационный сбор стал взиматься при таможенном оформлении. При этом базовая ставка для легковых автомобилей составляла 20 тыс. рублей, для грузовиков и автобусов – 150 тыс. рублей. А итоговый размер платежа зависел от технических характеристик и возраста машины.
Напомним, 22 августа 2012 года Россия вступила в ВТО. И как только она это сделала, европейских и японских производителей такое положение вещей, когда произведенные ими автомобили теряли конкурентоспособность на российском рынке, перестало устраивать. А в июле 2013 года Евросоюз подал в суд ВТО иск против России по поводу утилизационного сбора. Примечательно, что, согласно традициям ВТО, в течение трех лет никто не подает иск в суд на «новичка». В отношении России было сделано исключение.
Почему ЕС так сделал? По мнению ЕС и Японии, которая позднее присоединилась к иску, Россия нарушила свои обязательства по снижению пошлины и должна отменить незаконную меру.
Чтобы не нагнетать обстановку, руководство России в октябре 2013 года изменило условия, согласно которым российские производители будут уплачивать с 1 января 2014 года утилизационный сбор на общих основаниях. Но оставило государственные дотации для сохранения рабочих мест. По сути своей это компенсация потерь от утилизационного сбора.
Недавно стало ясно, что ВТО по запросу Евросоюза сформировала панель арбитров по разрешению спора по режиму уплаты российского утилизационного сбора на автомобили в РФ.
Между тем Россия уже отклоняла первый запрос ЕС на формирование панели. Второй запрос, по правилам организации, отклонить нельзя. Это будет первое панельное разбирательство против РФ с момента ее вступления в ВТО в 2012 году.
Так что российским властям, хочется им того или нет, со временем, по всей видимости, придется пересмотреть и государственные дотации для отечественных производителей. Возможно, даже отменить их, чтобы не раздражать партнеров по ВТО.
Значит, и Казахстану, который сейчас заверяет бизнес в том, что его интересы в рамках ВТО будут надежно защищены, со временем придется столкнуться с такими же проблемами, с которыми сталкивается Россия.
Торговаться, торговаться и еще раз торговаться…
Надо сразу сказать, что уже в рамках Таможенного союза (ТС) казахстанские производители порой проигрывают российским и белорусским коллегам. Причем власти постоянно говорили о том, что казахстанский бизнес получит возможность свободного выхода на большой российский рынок. Но на деле этого не случилось. Российские автомобили очень быстро расширяют свой рынок сбыта в Казахстане, фармацевтическая продукция из России наращивает свою долю на казахстанском рынке, тогда как в обратном направлении Казахстан как продавал нефть, так и продает.
В условиях, когда отечественный бизнес проигрывает в конкуренции своим российским коллегам, говорить о том, что он может противостоять еще более крупным и сильным транснациональным компаниям, довольно наивно.
Выход из этой ситуации
один: выторговать в рамках ВТО существенные преференции для казахстанского
бизнеса, максимальный переходный период, предоставить льготы для развития
производства внутри страны и защищать преференции до последнего. В противном
случае мы потеряем всю еще имеющуюся промышленность, сельское хозяйство,
финансовую систему и станем страной – потребителем всего импортного.