Законодательная власть Казахстана готовит санкции исполнительной за неосвоение бюджетных средств. Так, на прошлой неделе Сенат РК одобрил поправки к Закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства», устанавливающие дисциплинарную ответственность министров и акимов за результаты освоения бюджета, сообщает КазТАГ.
Вышеупомянутый законопроект предлагает внедрение «бюджетного компаратора», суть которого заключается в определении вида и способа финансирования проектов на начальной стадии, что позволит не расходовать средства государственного бюджета для окупаемых проектов, а использовать другие виды государственной поддержки, такие как государственные гарантии, бюджетный кредит, концессия. Закон затрагивает вопросы формирования местных бюджетов, бюджетного планирования, бюджетных инвестиций, ответственности администраторов бюджетных программ.
Этот вопрос также в центре внимания премьера Серика Ахметова. По данным, опубликованным на его официальном сайте, правительство намерено изменить порядок взаимоотношений государства и администраторов бюджетных программ. Таким образом, исполнительная власть желает добиться максимально качественного и эффективного освоения бюджета. Для этого в кабинете министров предлагают прежде всего повысить персональную ответственность тех, в чью функцию входит планирование расходов и освоение средств.
Напомним, что в конце 2007 года под руководством Карима Масимова правительство приняло концепцию по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты. Уже тогда отсутствие индикаторов результативности реализации программ, конкретного механизма оценки их эффективности, взаимосвязи между стратегическим, экономическим и бюджетным планированием показало невозможность осуществления контроля эффективности реализации программ, в том числе и контроля эффективности расходования бюджетных средств. Кроме того, результаты, полученные по итогам проводимого внутреннего и внешнего контроля, слабо интегрированы в процесс разработки и рассмотрения бюджетов.
По истечении 6 лет топ-менеджмент страны убедился, что именно личная ответственность администраторов бюджетных программ заставит исполнителей действовать в соответствии с установками.
Как заявил Серик Ахметов, будет затронута ответственность не только первых руководителей, но и тех, кто непосредственно отвечает за реализацию программ.
Система ответственности, вводимая на разных уровнях исполнительной власти, как предполагается, позволит не только укрепить бюджетную дисциплину, но и сформировать совершенно иные подходы к вопросу исполнения бюджетных поручений. С каждым годом этот вопрос становится актуальнее, поскольку обнародование в ходе очередного рассмотрения параметров проекта бюджета лишь доказывает значительный рост сумм финансовых вливаний в экономику, социальную сферу, а также оборону. Соответственно, в кабмине теперь намерены добиваться пропорционального повышения степени ответственности исполнителей.
«В 2014 году поступления в республиканский бюджет составят 5760,7 млрд тенге с ростом к бюджету 2013 года на 532,3 млрд тенге. В 2015 году в республиканский бюджет ожидаются поступления в размере 6,2 трлн тенге, в 2016 году – 6,7 трлн тенге», – сказал министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев, выступая перед депутатами в рамках совместного заседания палат Парламента РК.
По словам министра, расходы республиканского бюджета в следующем году составят 6,7 трлн тенге, в 2015 году – 7,2 трлн тенге, в 2016 году – 7,8 трлн тенге. Если же посмотреть постатейно, то основные размеры финансирования крупнейших секторов демонстрируют ежегодный рост объемов выделяемых ресурсов. Так, на социальное обеспечение в Казахстане в ближайшие три года планируется направить почти 4,9 трлн тенге. Расходы на образование и науку в 2014-2016 годах превысят 1,2 трлн тенге. Программы регионального развития получат бюджетную поддержку в размере почти 254 млрд тенге.
Более того, проведенный экспертами правительства анализ причин роста размеров неосвоения бюджета указывает на необходимость пересмотра и корректировки принципов самого бюджетного процесса на концептуальном уровне. И в этом плане заявленное ужесточение персональной ответственности станет только первым шагом на пути к построению эффективной модели расходования бюджетных средств на всех уровнях исполнительной власти.