Министерство транспорта и коммуникаций РК предлагает привлекать частных инвесторов к строительству дорог и отладить работу с ними на основе механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Вместе с тем за всю историю ГЧП в нашей стране известны лишь два совместных успешно завершенных проекта: линия электропередачи в Актюбинской области и железнодорожное сообщение «станция Шар – Усть-Каменогорск», отмечает Айкын Уркимбаев, управляющий филиалом Алматы международного холдинга AsstrA AG.
Такое небольшое количество проектов, учитывая, что ГЧП в Казахстане начало свою историю в 2005 году, спикер объясняет неготовностью бизнеса доверять государству. «Чтобы привлечь внимание инвесторов на условиях концессии, необходимо, прежде всего, создать мощную прозрачную правовую и организационную базу, убрать всякие бюрократические барьеры», – поясняет эксперт.
Кроме того, риски по проекту следует делить 50/50, а не перекладывать все на бизнес. ГЧП – это, прежде всего, партнерство и правильная оценка рисков, так как предприниматель не всегда в состоянии сам предвидеть объемы и спрос. Также излишне не стоит увлекаться финансовой стороной, то есть не заниматься постоянным контролем и проверками. Государству нужно иметь хорошие внутренние ресурсы, высококвалифицированных специалистов, которые смогут управлять большими и сложными проектами, отслеживать весь процесс от планирования до управления концессией. Более того, целесообразно постоянно изучать новые мировые модели ГЧП, чтобы перенять и использовать успешный опыт с учетом местных особенностей, считает г-н Уркимбаев.
Если взять за основу успешную реализацию проекта «Автомагистраль Астана – Щучинск» и какие он приносит доходы (350 млн тенге за последние 3 месяца), то количество желающих принять участие в ГЧП в сфере строительства дорог может возрасти.
Кроме того, по мнению некоторых экспертов транспортно-логистической сферы, увеличение сети платных автодорог станет залогом их качества. Тем не менее зачастую собранные средства направляются совсем в другое русло.
Качественная дорога – это в первую очередь безопасность водителей. Предполагается, что основная часть новых дорог будет иметь не менее четырех полос с разделением потоков автотранспорта, это позволит исключить самый тяжелый вид ДТП – лобовое столкновение и выезд на встречную полосу. Состояние трассы имеет немаловажное значение при грузоперевозках, ведь на плохой дороге страдает тяжеловесный транспорт.
Платные дороги функционируют в более чем 30 странах мира. Стоимость проезда по автомагистрали Астана – Щучинск составляет 1 тенге за 1 км. Тогда как, например, в соседней России прокатиться по скоростной трассе будет дороже в 5 раз, в Испании 1 км стоит 18 тенге, во Франции – 15, в Польше – 7,5. То есть наша цена рассчитана исходя из возможностей населения и перевозчиков.
Вместе с тем существует 3 вида оплат. Открытая система – оплата за проезд производится по радиоэлектронным меткам или постоплатой по направленному счету. Движение осуществляется безостановочно. Закрытая система – все выезды с платной дороги закрыты шлагбаумами и оплата производится по факту на выезде. Гибридная система – оплата производится по факту на выездах с платной дороги и при помощи постоплаты для автомобилей, пользующихся автодорогой между пунктами оплаты.
Тем не менее среди отрицательных моментов есть большая вероятность незначительного удорожания товаров и услуг. Дополнительные расходы бизнес закладывает в конечную цену товаров и услуг. На бизнес грузоперевозок, по мнению г-на Уркимбаев, это особенно сильно не повлияет. Цены могут чуть-чуть повыситься или останутся на том же уровне, так как количество прибывающего транспорта в любом случае будет увеличиваться. Если раньше некоторые перевозчики делали акцент на плохом качестве дорог в некоторых регионах Казахстана, то в ближайшее время ситуация может измениться коренным образом. Грамотная транспортная стратегия является гарантией развития не только отдельной отрасли, но и страны в целом.