USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
95317.80$
-1761.700

ГЧП – ключ к модернизации дорожной инфраструктуры

Министерство транспорта и коммуникаций РК предлагает привлекать частных инвесторов к строительству дорог

Share
Share
Share
Tweet
Share
ГЧП – ключ к модернизации дорожной инфраструктуры- Kapital.kz

Министерство транспорта и коммуникаций РК предлагает привлекать частных инвесторов к строительству дорог и отладить работу с ними на основе механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Вместе с тем за всю историю ГЧП в нашей стране известны лишь два совместных успешно завершенных проекта: линия электропередачи в Актюбинской области и железнодорожное сообщение «станция Шар – Усть-Каменогорск», отмечает Айкын Уркимбаев, управляющий филиалом Алматы международного холдинга AsstrA AG.

Такое небольшое количество проектов, учитывая, что ГЧП в Казахстане начало свою историю в 2005 году, спикер объясняет неготовностью бизнеса доверять государству. «Чтобы привлечь внимание инвесторов на условиях концессии, необходимо, прежде всего, создать мощную прозрачную правовую и организационную базу, убрать всякие бюрократические барьеры», – поясняет эксперт.

Кроме того, риски по проекту следует делить 50/50, а не перекладывать все на бизнес. ГЧП – это, прежде всего, партнерство и правильная оценка рисков, так как предприниматель не всегда в состоянии сам предвидеть объемы и спрос. Также излишне не стоит увлекаться финансовой стороной, то есть не заниматься постоянным контролем и проверками. Государству нужно иметь хорошие внутренние ресурсы, высококвалифицированных специалистов, которые смогут управлять большими и сложными проектами, отслеживать весь процесс от планирования до управления концессией. Более того, целесообразно постоянно изучать новые мировые модели ГЧП, чтобы перенять и использовать успешный опыт с учетом местных особенностей, считает г-н Уркимбаев.

Если взять за основу успешную реализацию проекта «Автомагистраль Астана – Щучинск» и какие он приносит доходы (350 млн тенге за последние 3 месяца), то количество желающих принять участие в ГЧП в сфере строительства дорог может возрасти.

Кроме того, по мнению некоторых экспертов транспортно-логистической сферы, увеличение сети платных автодорог станет залогом их качества. Тем не менее зачастую собранные средства направляются совсем в другое русло.

Качественная дорога – это в первую очередь безопасность водителей. Предполагается, что основная часть новых дорог будет иметь не менее четырех полос с разделением потоков автотранспорта, это позволит исключить самый тяжелый вид ДТП – лобовое столкновение и выезд на встречную полосу. Состояние трассы имеет немаловажное значение при грузоперевозках, ведь на плохой дороге страдает тяжеловесный транспорт.

Платные дороги функционируют в более чем 30 странах мира. Стоимость проезда по автомагистрали Астана – Щучинск составляет 1 тенге за 1 км. Тогда как, например, в соседней России прокатиться по скоростной трассе будет дороже в 5 раз, в Испании 1 км стоит 18 тенге, во Франции – 15, в Польше – 7,5. То есть наша цена рассчитана исходя из возможностей населения и перевозчиков.

Вместе с тем существует 3 вида оплат. Открытая система – оплата за проезд производится по радиоэлектронным меткам или постоплатой по направленному счету. Движение осуществляется безостановочно. Закрытая система – все выезды с платной дороги закрыты шлагбаумами и оплата производится по факту на выезде. Гибридная система – оплата производится по факту на выездах с платной дороги и при помощи постоплаты для автомобилей, пользующихся автодорогой между пунктами оплаты.

Тем не менее среди отрицательных моментов есть большая вероятность незначительного удорожания товаров и услуг. Дополнительные расходы бизнес закладывает в конечную цену товаров и услуг. На бизнес грузоперевозок, по мнению г-на Уркимбаев, это особенно сильно не повлияет. Цены могут чуть-чуть повыситься или останутся на том же уровне, так как количество прибывающего транспорта в любом случае будет увеличиваться. Если раньше некоторые перевозчики делали акцент на плохом качестве дорог в некоторых регионах Казахстана, то в ближайшее время ситуация может измениться коренным образом. Грамотная транспортная стратегия является гарантией развития не только отдельной отрасли, но и страны в целом.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.