USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.36$
+0.110
BTC
98043.90$
+3795.200

Банки: комиссии за обналичивание обоснованы

Банки поделились на какие цели направляются взимаемые комиссии

Share
Share
Share
Tweet
Share
Банки: комиссии за обналичивание обоснованы - Kapital.kz

Так, пока Национальный банк РК не представил свою концепцию по единой сети банкоматов в парламент, основным аргументом Нацбанка РК для запуска ЕПЦ являлся тот факт, что комиссия у всех банков при обналичивании через банкомат будет единой. К тому же экс-председатель Нацбанка РК Григорий Марченко не раз упоминал о том, что создание ЕПЦ позволит вдвое снизить комиссии банков при обслуживании ими карточек. Деловой еженедельник «Капитал.kz» решил выяснить, у каких банков комиссии за обналичивание самые высокие и на чем еще зарабатывают игроки банковского сектора.

В конце марта 2013 года президент Казахстана после рассмотрения отчета Национального банка РК по итогам деятельности 2012 года поручил совместно с правительством выработать предложения по созданию централизованной системы обслуживания платежных карточек на базе единого оператора. Эта инициатива была по-разному воспринята банками. Крупные банки выступали против, небольшие поддержали идею единой сети банкоматов.

Так, на пресс-конференции в начале июня г-н Марченко подчеркнул, что небольшие банки, у которых нет своих процессинговых центров, поддерживают создание ЕПЦ. «Средние банки в основном тоже поддерживают создание ЕПЦ, но у них есть определенные оговорки. Против ЕПЦ с самого начала высказывалось 4 банка. Это АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный банк», АО ДБ «Сбербанк России», ДО «Банк ВТБ» (Казахстан). И тут тоже все понятно. Это 4 крупных банка, у которых есть собственные процессинговые центры, они на этом зарабатывают неплохие деньги», – проинформировал Григорий Марченко.

Разрыв в комиссиях доходит до 1%

Действительно, доход крупных банков только от комиссий по картам ощутим. Так, размер комиссий при обналичивании средств через банкомат у крупных банков может в 2 раза превышать тарифы банков-середнячков. Например, при снятии наличности с тенговой карты «Казкоммерцбанка», «Народного банка» и АО «Альянс банк» комиссия за обналичивание составит 1%. В АО «БТА Банк» – 0,7%, в АО «Банк ЦентрКредит» – 0,6%, в АО «Kaspibank», АО «Цеснабанк» – 0,5%, АО «АТФБанк» – 0,3%. В ДБ «Сбербанк России» комиссии при обналичивании диверсифицированы. При снятии наличности через карты VisaElectron комиссия составит 1%, VisaClassic – 0,5%, VisaPlatinum – 0%. При обналичивании с тенговой карточки ДБ «Сбербанк России» VisaGold суммы до $100 тыс. – 0%, более $100 тыс. – 1%.

Практически все игроки банковского сектора устанавливают минимальную комиссию, которую клиенту нужно будет заплатить независимо от суммы обналичивания. Например, если через банкоматы АО «Темiрбанк» потребуется обналичить любую сумму, то банк снимет минимум 50 тенге. А если картой «Темiрбанка» воспользоваться вне сети банкоматов банков-партнеров, то минимальный размер комиссии не превысит 500 тенге. Отметим, что банками-партнерами «Темiрбанка» являются «Альянс банк», «Народный банк» и ДБ «Сбербанк России». Размер комиссии в этих банках такой же, как и у «Темiрбанка» – 0,3% (минимум 50 тенге). Таким образом, банки, закладывая определенную сумму в стоимость услуги, гарантируют поступление определенного объема денежных средств. При этом риск недополучения прибыли для покрытия расходов на содержание сети банкоматов снижается.

В Kaspibank минимальная комиссия в разы выше. Так, при обналичивании средств через тенговые карты банка посредством банкоматов Kaspibank размер минимальной комиссии составит 500 тенге.

В итоге, если планы Национального банка РК реализуются на практике, максимальная комиссия за обналичивание не превысит 0,5%. Но пока, как поделились в «БТА Банке» и «Темiрбанке», банки не планируют изменять свои комиссии за обналичивание.

Казалось бы, что банки делают деньги из воздуха. Но это довольно обывательское представление. «Размер комиссий зависит от нескольких составляющих. Так, тарифы складываются из стоимости банкомата, также банк несет расходы на выпуск и обслуживание карточек. К тому же расходы банка формируются за счет затрат на инкассацию наличности, которые составляют основную часть расходов. С течением времени банкоматы ломаются, изнашиваются их детали, для покупки которых тоже необходимы средства. Соответственно, эти расходы банка должны окупаться», – проинформировал исполнительный директор Казкома Нурлан Жагипаров.

В «БТА Банке» также обратили внимание, что карточный бизнес довольно затратный. «Формирование комиссий в большей степени зависит от конкурентной среды. За счет полученных доходов от комиссий за обналичивание банку необходимо окупить вложенные средства на приобретение карточного программного обеспечения, серверных мощностей, сетевого серверного оборудования. Кроме того, средства направляются на инфраструктуру обслуживания и систему безопасности. Для непрерывности работы карточной системы и инфраструктуры обслуживания, учитывая высокотехнологичность и инновационность карточного бизнеса, постоянно требуются средства на разработку новых продуктов и услуг», – пояснил начальник управления карточного бизнеса «БТА Банка» Мейрбек Мусабаев.

Если говорить про зарплатные проекты, то комиссии при снятии денег через банкомат в этом случае зависят от масштаба организации. Так, банки охотнее возьмутся обслуживать крупные компании со значительным штатом сотрудников и ощутимыми зарплатами. «Размер комиссии для организаций со штатом, к примеру, 20 тыс. человек, окажется меньше, нежели у компании со штатом 10 тыс. В то же время, если в банк обращается организация с внушительным штатом, то банк за счет урезания комиссии практически не зарабатывает. Но за счет дополнительных услуг, предложенных клиентам зарплатного проекта, банк может получить определенный доход», – проинформировал г-н Жагипаров.

Так, как сообщили в call-центре «Банка ЦентрКредит», при обслуживании по зарплатному проекту банка экспресс-кредит обойдется на 2% дешевле, нежели для других клиентов. В Казкоме участников зарплатного проекта при оформлении ипотеки освободят от комиссии за организацию займа, которая составляет от 1% от суммы к обналичиванию. Также в банке уточнили, что при оформлении кредита с подтверждением дохода с клиентов зарплатного проекта попросят выписку из пенсионного фонда за 4 месяца, с других – за 6 месяцев.

В «АТФБанке» в этом случае также предусмотрены определенные привилегии. Так, при оформлении экспресс-кредита в этом банке для участников зарплатного проекта максимальная сумма кредита достигает 2,5 млн тенге, для других – 2 млн тенге. Также комиссия за предоставление займа для участников зарплатного проекта окажется ниже на 2%.

Определенные преимущества для зарплатников вполне оправданы. Ведь банки могут отслеживать денежные потоки по карте, а также своевременность поступления средств. Таким образом, риск неуплаты по кредитам снижается, а лояльных клиентов становится больше.

При обналичивании средств через банкомат банки могут снять определенную сумму за конвертацию. Это касается валютных картсчетов. Например, в Kaspi bank размер комиссии за конвертацию составляет 2,99%, в АО «Евразийский банк» – 1%, в «АТФБанке» – 0,3%, в Казкоме и «Альянс банке» – 0,2%. Так, при обналичивании $100 по курсу 154 тенге за доллар через карту VisaElectron в банках итоговая сумма будет разниться. В Kaspibankс 15 400 тенге нужно будет отдать 597 тенге, в «Евразийском банке» – 277 тенге, в «АТФБанке» и «Казкоммерцбанке» – 246 тенге, в «Альянс банке» – 184 тенге. Так, при расчете были учтены комиссии не только по конвертации, но и по обналичиванию в иностранной валюте. К слову, в Казкоме при обналичивании с валютной карты комиссия за снятие наличности составит 1,4%, в «АТФБанке» – 1,3%, в «Альянс банке» – 1%, в Kaspibank– 0,89%, в «Евразийском банке» – 0,8%. Отметим, что в Казахстане банкоматы выдают наличность только в тенге. Как пояснили в call-центре большинства банков, при обналичивании во внимание принимаются курс платежной системы и банковский курс.

Чтобы проверить баланс на карте через банкоматы ДБ «Сбербанк России», нужно будет заплатить 70 тенге, «АТФБанка» – 60 тенге. Узнать баланс через банкоматы Казкома, «БТА Банка», «Альянс банка», «Евразийского банка», «Цеснабанка» можно будет за 50 тенге. В «Банке ЦентрКредит» проверка баланса обойдется в 20 тенге, в Kaspibank– бесплатно. В «Народном банке» проверка баланса более двух раз в месяц будет стоить 40 тенге.

Нацбанк пока отказался от выкупа банкоматов

Вопрос – выкупать у банков банкоматы, либо нет, пока остается нерешенным. Не исключено, что в связи со сменой главы Национального банка РК сроки принятия решения в этом направлении могут сдвинуться. «Думаю, что в Нацбанке РК есть понимание, что вопрос создания ЕПЦ более сложный, чем может показаться. Так, позицию крупных банков относительно нецелесообразности создания ЕПЦ поддержали практически все профильные министерства. Это и антимонопольный комитет, и министерство финансов. В ведомствах согласились, что нет конкретных расчетов и полного понимания того, как процесс создания ЕПЦ будет реализован на деле. Тот факт, что за все время дискуссий позиция регулятора как минимум пересматривалась 3 раза, вызывает удивление. Учитывая то, что ни крупные банки, ни профильные министерства не согласовывают позицию Нацбанка по ЕПЦ, главный банк страны не имеет возможности представить концепт на рассмотрение в парламент», – уточнил заместитель председателя правления «Народного банка» Аскар Смагулов.

Банки часто озвучивали, что процесс выкупа банкоматов окажется достаточно затратным. «По нашим расчетам, средняя стоимость банкомата составляет $12-15 тыс. Банкоматы с функцией cash-in обойдутся в 2 раза дороже. Если учитывать, что в Казахстане сконцентрировано 12 тыс. таких устройств, то стоимость банкоматной сети может приблизиться к $200 млн. А выстраивание карточной инфраструктуры, в том числе установка и обслуживание банкоматов, может обойтись в $400 млн», – пояснил г-н Жагипаров. Уточним, что данные расчеты основаны на ранее предложенном концепте создания ЕПЦ.

Как отметил банкир, у Казкома более 400 банкоматов расположено в Алматы. При этом собеседник подчеркнул, что идея выкупа банкоматов нецелесообразна и по ряду других причин. «Клиенты достаточно часто забывают в банкоматах карточки, деньги. В банках есть call-центры, которые могут отреагировать и решить возникшие проблемы. Куда клиенты могут обратиться при возникновении проблем с картами? У Нацбанка РК нет call-центра, и он не сможет работать круглосуточно. К примеру, если возникнет ситуация, что у человека застрянет карточка в аэропорту Алматы, то он же не поедет в головной офис Нацбанка, чтобы решить эту проблему. Ведь Нацбанк находится практически в центре города. А у главного банка страны нет ни необходимого количества отделений, ни представительств», – сообщил исполнительный директор Казкома.

Однако еще в апреле 2013 года на пресс-конференции в «Темiрбанке» предположили, что при создании ЕПЦ обслуживанием клиентов Нацбанк РК заниматься не будет. «Если в банкомате застрянет карточка, то принимать звонки будет банк, эмитировавший карту. При создании ЕПЦ банки будут выбирать банк по уровню сервиса, по продуктам. Например, будут ли на остаток средств на картсчете начисляться проценты или нет. Конкуренция будет развиваться именно в этом направлении», – подчеркнул заместитель председателя правления «Темiрбанка» Мухтар Беккали.

Банки планируют указывать комиссию

Срок, когда запустят ЕПЦ, пока не определен. И не исключено, что эта идея может потерпеть фиаско. В то же время банкиры планируют и дальше развивать рынок карточных платежей. Так, на международной конференции по мобильным сервисам и платежам Mobi Event был затронут вопрос информирования клиентов о стоимости предоставления услуг. В частности, один из представителей бизнеса заставил банки задуматься. «При приобретении билета человек четко знает сумму, которую ему необходимо заплатить. Но когда нужно обналичить средства через банкомат, потребитель не информирован о размере комиссии. Почему банки не установят данную опцию?» – посетовал участник конференции.

Действительно, банки не указывают размер комиссии. И, как говорят банкиры, комиссия настолько незначительна, что нет смысла ее указывать. «В настоящее время никакой из банков РК не указывает комиссию в банкоматах. Эта тенденция прослеживается и за пределами нашей страны. Часто бывая за границей, могу сказать, что размер комиссии при обналичивании через банкомат прописывали лишь в Турции и Таиланде. Но в этих странах размер комиссии был значителен, поэтому клиента и информировали», – уточнил г-н Жагипаров.

При этом в банке уточнили, что Казком планирует указывать размер комиссии. Так, по словам г-на Жагипарова, законодательно данная норма не прописана, и регулятор пока на требует с банков ввести данную опцию. В то же время банкир уверен, что постепенно все банки РК начнут информировать клиентов о размере комиссии за обналичивание.

Не исключено, что вскоре банки могут на законодательном уровне обязать указывать размер комиссии за обналичивание на экране банкомата. Так, в середине сентября 2013 года Агентство по защите конкуренции планировало внести изменения в работу платежных терминалов. Ведомство намеревалось обязать терминальщиков указывать размер комиссии при оплате за сотовую связь и коммунальные услуги на табло терминала. Но пока узнать размер комиссии при оплате за сотовую связь через большинство терминалов можно только по чеку, либо по количеству начисленных на баланс единиц.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.