«Все хотят мира только при условии капитуляции противника» – этот шутливый афоризм Леонида Леонова точно выражает многовековой стереотип взаимоотношений мировых держав. Действительно, движущей силой геополитики до сей поры была перманентная борьба наций и государств за доминирование в экономике и расширение сферы своего влияния. И нередко высшая цель – мировое господство – оправдывала любые средства. Лидер нации предложил новые фундаментальные принципы миропорядка в XXI веке G-Global – многополярного и справедливого, без деления на ведущих и отстающих.
Такой мир должен основываться на «китах» доверия и «слонах» толерантности всех государств планеты. Определение принципов миропорядка на заседаниях закрытых элитных аристократических клубов Запада типа G-7 сегодня не отвечает вызовам времени. Широта актуальных мировых проблем не вписывается ни в уже узкие рамки G-8, ни даже G-20.
Казахстан с первых дней независимости проводил миролюбивую многовекторную внешнюю политику, краеугольным камнем которой всегда была идея равенства всех субъектов международного права.
За годы независимости Казахстан прошел путь от 12-й по социально-экономическим показателям советской республики до признанного мировым сообществом крупного игрока. Анализируя итоги последних 15 лет, эксперты называют Нурсултана Назарбаева мировым лидером по числу прорывных идей – от Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии ) до G-Global.
Общие правила вместо клуба по интересам
Новый формат мировой политики, предложенный главой нашего государства на Астанинском экономическом форуме (АЭФ), можно рассматривать как расширение этой доктрины на взаимоотношения всех наций.
Автор концепции уверен: «Ни одна страна в мире не сможет преодолеть в одиночку вызовы наступающей эпохи. Суть моей инициативы – объединить усилия всех в деле создания справедливого и безопасного миропорядка».
Президент Казахстана предложил пять принципов G-Global.
Первый принцип: эволюция, а не революция. Человечество исчерпало лимит на революции и мировые войны еще в прошлом веке. Сегодня вся мудрость человечества состоит в том, чтобы сохранить наш мир, иначе – самоуничтожение. «Путь реформ – это единственный путь прогресса в XXI веке», – считает президент РК.
Второй принцип: равенство и консенсус. В XXI веке деление стран на великие и второстепенные, ведущие и ведомые цивилизационно устарело. Альтернативой такой геополитической практики являются справедливые основы глобальной экономики, валютной системы и политики, базирующиеся на равенстве всех государств.
Все глобальные решения международных ассоциаций, международных объединений и форумов, саммитов должны приниматься только на основе консенсуса.
Третий принцип: глобальная толерантность и доверие. Одним из рычагов вывода мировой экономики из состояния рецессии является глобальная толерантность. Причем толерантными должны быть отношения между государствами вне зависимости от их геополитического веса. А без этого, по мнению нашего президента, эффективных антикризисных решений достичь невозможно.
Четвертый принцип: мир в формате G-Global. Это транспарентное сообщество наций, в нем не должно быть никаких двойных стандартов, унижающих достоинство наций.
Пятый принцип: конструктивная многополярность. Создание многополярного мира – это тренд глобального развития в новом веке, единственная альтернатива вызовам и угрозам. Нурсултан Назарбаев надеется, что одним из успешных объединений станет Евразийский экономический союз (ЕЭС).
Размыкая круг
Площадка G-7, а после присоединения России и G-8, существует уже почти сорок лет. Но в отличие от Моисея, выведшего свой народ в страну обетованную, «Большой семерке» привести мир к благоденствию не удалось. Бесспорно, эта форма интеграции доказала свою полезность в деле оперативного обсуждения главных проблем ведущих индустриальных держав. Но это было уместно в ту пору, когда удельный вес «семерки» в мировой экономике был огромен, а после развала СССР стал и вовсе решающим.
Однако в последние десятилетия в мире появились новые центры экономического развития – Китай и страны Юго-Восточной Азии: Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Таиланд. Добавим сюда и быстрое экономическое развитие стран БРИКС – России, Бразилии, Индии, Китая, Южной Африки. Не забудем и про некоторые постсоветские государства, в первую очередь и Казахстан, признанный энергетической державой.
Соответственно, удельный вес прежних мировых лидеров серьезно сократился – так появилась площадка G-20. Но и эти рамки тесны для новых реалий, нужен иной – глобальный – подход на основе всеобщего равенства государств, по сути, такого же, как всеобщее равенство прав человека.
Выступая на недавнем саммите G-20 в Санкт-Петербурге, Нурсултан Назарбаев отметил, что одной из причин глобального кризиса является бурное развитие финансовых конструкций, не связанных с реальным сектором экономики и представляющих собой «мыльные пузыри».
Глава государства подчеркнул, что позиции большинства развивающихся стран практически не принимаются во внимание при принятии важнейших мировых решений. «Для того чтобы голос таких стран, к которым относится и Казахстан, был услышан, мною два года назад был инициирован проект G-Global. Это не альтернатива G8 и G20, а дополнительный инструмент глобального диалога, который уже реализуется как инфокоммуникативная площадка», – отметил президент Казахстана.
Напомним, что кроме G-Global, в Астане, по инициативе Казахстана, при поддержке Генассамблеи ООН состоялась всемирная антикризисная конференция с участием руководителей экономических ведомств 104 стран.
Акцентировав внимание на этих инновационных глобальных диалоговых форматах, Нурсултан Назарбаев изложил свое видение решения наиболее острых проблем. В первую очередь, мировая валютно-финансовая система должна пройти эволюционный путь к соблюдению интересов всех стран.
Как известно, долги многих стран, в том числе и ведущих, и некоторых членов «Большой семерки», подошли к критической черте, грозящей новой, еще более разрушительной волной мирового кризиса.
Развивая эту тему, глава государства предложил разработать и ввести новые элементы регулирования и контроля объемов государственного и корпоративного заимствования.
Нурсултан Назарбаев отметил, что в борьбе с кризисом важную роль играет региональная интеграция и привел в пример Таможенный союз, созданный Казахстаном, Россией и Беларусью.
Дружба – это равенство
Сбалансированность нашей внешней политики, по мнению лидера нации, означает развитие дружественных и предсказуемых отношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющих для Казахстана практический интерес.
В «Стратегии-2050» декларируется «последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности».
За годы независимости Казахстан состоялся как авторитетный участник международных процессов. Нам удалось создать благоприятные внешние условия. Наши приоритеты являются неизменными: развитие партнерства с нашими соседями – Россией, Китаем, странами Центральной Азии, а также США, Европейским союзом, странами Азии.
Мы будем укреплять и развивать Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Наша ближайшая задача – создать Евразийский экономический союз (ЕЭС). При этом мы четко заявляем, что вопросы будут решаться только консенсусом, политический суверенитет РК не может ущемляться.
Однако международная ситуация и геополитическая среда динамично меняются, и не всегда в лучшую сторону. «От Северной Африки и Ближнего Востока до Северо-Восточной Азии протянулась гигантская дуга нестабильности. Претерпевает серьезные изменения баланс сил как на глобальном уровне, так и в отдельных регионах планеты. Соответственно, возрастает роль механизмов региональной безопасности, таких как ООН, ОБСЕ, НАТО, ОДКБ, ШОС, СВМДА и другие. В Центральной Азии появились новые угрозы национальной безопасности», – заявил президент Казахстана.
Внешняя политика Казахстана должна быть модернизирована, чтобы быть адекватной новым вызовам и угрозам.
Основные приоритеты модернизации:
1. Всемерно укреплять региональную и национальную безопасность.
2. Активно развивать экономическую и торговую дипломатию.
3. Интенсифицировать международное сотрудничество в культурно-гуманитарной, научно-образовательной и других смежных сферах.
4. Усилить правовую защиту наших граждан, их личных, семейных, деловых интересов за рубежом.
Важный момент: внешнеполитическое продвижение национальных интересов страны также будет основано исключительно на прагматических принципах.
Казахстан как безусловный лидер Центральной Азии и дальше будет нести ответственность за региональную безопасность и вносить свой вклад в стабилизацию региона. Наша задача – максимально содействовать устранению предпосылок конфликтных ситуаций в регионе. Особенно важно это на фоне нестабильности ситуации в Афганистане, откуда в 2014 году намечен вывод военных сил США и их союзников.
По мнению Нурсултана Назарбаева, лучший способ стабилизировать Центральную Азию – это внутрирегиональная интеграция. Только путем интенсивного и взаимовыгодного сотрудничества можно решить насущные социально-экономические проблемы, развязать узел водно-энергетических и иных противоречий. В результате это снизит конфликтогенный потенциал нашего региона.
Наша страна должна и дальше поддерживать все прогрессивные международные инициативы и вносить свой вклад в глобальную безопасность.
Вместе со всеми заинтересованными партнерами и нашими соседями Казахстан будет добиваться скорейшего политического урегулирования и восстановления Афганистана.
Являясь влиятельным участником ОИС (Организация исламского сотрудничества), Казахстан заинтересован в мирном урегулировании любых ближневосточных конфликтов, прежде всего, в Сирии. Очевидно, что часть западных стран, в первую очередь США, в этой ситуации занимает явно не конструктивную позицию, игнорируя основные нормы международного права. Порой создается впечатление, что гражданская война – это лишь повод для перекраивания карты региона в своих интересах.
Важное направление нашего развития – Казахстан будет стремиться к форсированному экономическому сотрудничеству со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это даст стране не только экономические результаты, но и укрепит сбалансированность внешней политики.
Мы должны поддерживать свою миролюбивую политику укреплением обороноспособности, Казахстан будет активно участвовать в различных механизмах оборонительного сдерживания.
Наша национальная оборонительная модель предусматривает сотрудничество с различными странами и организациями. Прежде всего, тесную работу с союзниками по ОДКБ и поддержку усиления потенциала и боеспособности Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).
Нынешний 2013 год – особый, мы находимся накануне рубежных событий: это вступление в ВТО и создание Евразийского экономического сообщества.
Оставаясь приверженцем главных ценностей – многовекторной миролюбивой и интеграционной внешней политики, – Казахстан будет усиливать ее прагматическую составляющую. Особенно важно это в связи с тем, что наши экономические возможности уже значительно вышли за рамки страны.
Так, по данным за прошлый год, Казахстан за годы независимости инвестировал в экономику США около $41 млрд, а Штаты в Казахстан – $38 млрд. Правда, казахстанский частный бизнес инвестировал лишь $5 млрд, остальные инвестиции в американские казначейские билеты со стороны Нацфонда. За этот же период Казахстан инвестировал в Германию $6 млрд против $1 млрд встречных инвестиций.
Так что мы и материально заинтересованы в устойчивости мировой экономики.
Как остроумно заметил американский писатель Гарри Фосдик, мы не можем спасти мир, не изменив его. И главное сейчас – всем миром договориться о мире: о целях его развития и справедливых правилах игры.