В сентябре 2013 года глава Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе евразийского форума развивающихся рынков «Евразия в XXI веке: лидерство через обновление» объявил, что с 2015 года в стране заработает Фонд социального медицинского страхования. Механизм работы данного института пока не был озвучен, но, как считают страховые компании, фонд будет сформирован за счет нескольких источников.
«Вероятнее всего, фонд будет пополняться за счет социальных налогов, когда с работающего населения будут удерживаться страховые взносы. Либо обязательное медицинское страхование сотрудников будет возложено на работодателей. Государство может страховать неработающих казахстанцев и лиц с социально значимыми заболеваниями», – предположил первый заместитель председателя правления СК «Коммеск-Өмір» Владимир Акентьев.
Как пояснили в СК «БТА Страхование», средства фонда, скорее всего, будут направлены для оплаты медицинской помощи. «Предварительно счета медицинских учреждений, направляемые в фонд, должны проверять консультанты-медики. Это необходимо для установления рационального использования средств по объему оказанных услуг. Каждый казахстанец будет иметь право на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, который будет финансироваться фондом», – считают в «БТА Страхование».
В «КСЖ «Казкоммерц-Life» выделяют положительные стороны создания фонда. «Если Фонд социального медицинского страхования будет сформирован за счет отчислений государства, работодателя и работника, то это позволит снизить финансовую нагрузку на государственный бюджет. Также сработает принцип солидарной ответственности государства, работодателя и работника. Для охвата медицинскими услугами наибольшего числа казахстанцев, скорее всего, отчисления в фонд будут обязательными», – пдчеркивает начальник управления страхования «КСЖ «Казкоммерц-Life» Айгуль Боранбаева.
Г-н Акентьев полагает, что при запуске системы обязательного медицинского страхования в идеале каждый человек будет иметь возможность выбора лечебного учреждения. Так как, считает страховщик, это может стимулировать развитие конкуренции между поставщиками медицинских услуг, мотивировать медицинский персонал.
То, что отчисления в фонд будут обязательными, несомненно. Так, в СК «Коммеск-Өмір» предполагают, что размер отчислений в фонд с заработной платы может составлять порядка 1-2%. В «БТА Страхование» полагают, что размер отчислений от организаций, скорее всего, будет не менее 5% от фонда оплаты труда.
Вот только пока регулярно перечислять пенсионные отчисления не торопятся ни самозанятые, ни работодатели. Не исключено, что при создании Фонда социального медицинского страхования работодатели будут скрывать реальный размер заработной платы своих сотрудников или вовсе не отражать в отчетности некоторых своих работников. Так, еще в конце апреля 2013 года экс-глава Министерства труда и социальной защиты населения РК Серик Абденов озвучил, что лишь 41% занятого населения 12 раз в год производит пенсионные взносы.
«Только 600 тыс. человек получает на уровне минимальной пенсии, при этом имея трудовой стаж, превышающий 25 лет. У этих людей может и имеется стаж 35-40 лет, но они не могут его подтвердить доходом. И, соответственно, эти пенсионеры по закону получают минимальную пенсию», – проинформировал г-н Абденов.
Если говорить про инвестиционную политику фонда, то, скорее всего, она будет консервативной. «Если это будут средства государства, работодателя и работника, направляемые на социальное медицинское страхование, то к управлению активами будет предъявляться жесткий контроль. Портфель фонда будет сконцентрирован на инвестировании в государственные ценные бумаги и депозиты. При этом главным критерием при размещении средств будет надежность. Не исключено, что инвестиционная политика фонда будет выстраиваться на основе опыта управления активами Единого пенсионного фонда», – считает г-жа Боранбаева.
Напомним, что в 1995 году в Казахстане уже был создан Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Правда, просуществовал такой фонд недолго – лишь 3 года. Данный фонд пополнялся за счет обязательных взносов работающих казахстанцев. Тогда фонд формировался за счет 2-3% отчислений из фонда заработной платы.
Главной проблемой в работе ФОМС в то время явилось то, что он практически не выполнял свою основную функцию. Так, фонд превратился в механизм для сбора налогов. Данный институт стал использовать средства преимущественно для пополнения оборотного капитала, а не на медицинское обслуживание. К тому же Правительство РК после создания ФОМС в значительной степени сократило затраты бюджета на здравоохранение. Административные затраты ФОМС на его содержание усиливали давление на бюджет, предназначенный на расходы на медицину.