Казахстанцы все еще предпочитают зарубежный интернет-контент отечественному. Об этом в ходе работы медиаконгресса Kazakhstan OnLike-2013 рассказали эксперты.
По информации генерального директора холдинга «Алаш Медиа Групп» Батыра Казыбаева, только треть казахстанских пользователей проводят свое время в Казнете. Он связывает это с несколькими факторами: сравнительно низким качеством отечественного контента и технологическим отставанием. В то же время казахстанские интернет-СМИ испытывают острый кадровый голод, так как образовательной базы, соответствующей новым реалиям времени, в нашей стране просто нет.
По оценке эксперта, на интернет-рынке Казахстана не развита и специализированность сайтов, зачастую отечественные интернет-ресурсы носят общий характер. С этим согласен и медиапродюсер Аскар Туганбаев («СТС Медиа», Rutube). «Сейчас происходит фрагментация контента. При этом границы фрагментации могут дойти до одного канала информации на одного зрителя», – заметил он. Г-н Казыбаев в ходе своего выступления говорил и о необходимости роста интерактивного наполнения сайтов в Казнете.
Также, по мнению эксперта, Казнет будет стремиться ко все большей «мобилизации» СМИ. Так, 15% всего интернет-трафика в РК приходится на сотовые телефоны. Растет и роль телевизоров на основе технологии Smart TV. В связи с этим интернет-ресурсы должны быть максимально доступны на любых носителях, начиная от смартфонов, планшетов и заканчивая телевизорами.
Отдельно Батыр Казыбаев остановился на сайтах на казахском языке, которых в Казнете всего 12%. Он отметил казахскоязычную аудиторию как весьма перспективную, особое внимание создателям контента на таких сайтах нужно уделять идеологической составляющей информации. Кроме того, г-н Казыбаев подчеркнул, что коммерческий потенциал у казахскоязычных ресурсов весьма высокий.
В связи с этим очень актуально выглядит инициатива по развитию казахстанского интернет-пространства. Так, с 2013 года в республике реализуется программа «Информационный Казахстан-2020», одной из задач которой и является развитие информационного пространства страны.
«В рамках программы текущего года за счет средств госбюджета был обеспечен переход свыше 200 СМИ в интернет, и в планах министерства – до конца года увеличить этот показатель до 400», – заявил вице-министр культуры и информации Арман Кырыкбаев. Но происходящие процессы не только создают благоприятные условия для развития национального информационного пространства, но и несут определенные вызовы, считает вице-министр. Поэтому, по словам г-на Кырыкбаева, необходимо выработать несколько определенных мер: эффективные барьеры для недобросовестной конкуренции, быстрое реагирование на неправомерный контент, возрастную маркировку и защиту авторских прав.
Вместе с тем интернет в Казахстане развивается весьма стремительно. «И за последние 4-5 лет этот процесс заметно ускорился. По данным казахского центра сетевой информации, количество сайтов в зоне доменов kz и kaz за 2010-2013 годы удвоилось и составило более 95 тыс. доменных имен», – подчеркнул вице-министр культуры и информации.
Перестанем ли мы читать и начнем только смотреть?!
Одним из основных трендов современного интернет-пространства, безусловно, является замена текста видеорядом. Так, исполнительный директор российского холдинга News Media Ашот Габрелянов считает, что за форматом 10-секундных роликов будущее. «Мы все быстрее и быстрее начинаем потреблять информацию», – заметил эксперт.
С ним согласен и г-н Туганбаев: «Пользователи далеко не всегда находят в себе силы прочитать до конца новость или статью». Но эксперт уверен, что в скором будущем появятся инструменты визуализации текстов, в том числе автоматические, которые будут «подтаскивать» информацию из фото и видеобанков. Кроме этого, появятся медиаконструкторы, и автор сможет очень быстро конструировать видеопрезентации с подходящими образами. «В конце концов это закончится прямой передачей информации в мозг, от человека к человеку», – считает г-н Туганбаев.
Несмотря на то, что эти прогнозы пока касаются только будущего СМИ, уже сейчас многие вовлекают собственную аудиторию в создание видеоконтента. Так, недавно канал LIFENEWS (входящий в состав News Media) разработал мобильное приложение, где каждый пользователь может размещать фото- или видеосюжет, за который получит гонорар. Объем денежного вознаграждения будет зависеть от значимости события, которое удалось запечатлеть пользователю, и может достигать 5 тыс. рублей (около 24 тыс. тенге). Если материал, присланный журналистом-любителем, получит одобрение редакции, деньги сразу же переведут на мобильный телефон пользователя. При этом гонорарный фонд проекта на ближайший год составит более 10 млн рублей (около 48 млн тенге). «Такая модель позволит нам получить максимальное количество контента за минимальный срок», – признается г-н Габрелянов.
В пользу того, что мы скоро перестанем читать и будем только смотреть, говорит и тот факт, что портрет аудитории интернета меняется. По оценке российского независимого медиаконсультанта Александра Амзина, люди старше 35 лет составляют больше 55% пользователей в интернете, тогда как на пользователей старше 45 лет приходится 25%. «Аудитория интернета стареет. Многие из этой аудитории привыкли «потреблять» телевизор, и они рассматривают Всемирную паутину как продолжение телевидения», – подчеркнул г-н Амзин. Кроме этого, по заверениям эксперта, существует закономерность: чем лучше интернет-соединение, тем больше у аудитории желание потреблять визуальный контент, а не текстовой.
Александр Амзин обратил внимание и на тот факт, что сами интернет-сайты перестают быть отдельными каналами продвижения контента. Все больше пользователей заходят через ссылки в поисковиках, социальных сетях и т.д.