Запуск механизма подушевого финансирования, в целом являющегося проектом в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), предполагает внедрение выборности директоров школ.
В настоящее время система образования Казахстана живет в ритме государственной программы развития, запланированной до 2020 года, предусматривающей реформирование финансирования и переход на 12-летнее среднее образование.
Недавно объявленное подушевое финансирование реализуется в своей пилотной версии в 50 школах страны уже с нового учебного года. По информации Забиры Оразалиевой, президента АО «Финансовый центр», процесс апробации нововведения будет осуществляться в течение года. А уже к следующему учебному году количество школ, принимающих участие в эксперименте, планируется увеличить до 63 в 5 областях Казахстана. По мнению властей, данная инициатива подстегнет конкуренцию и заставит школы улучшать качество преподавания.
Выборность директоров в этой схеме позволит эффективно подойти к исполнительному процессу. «Общественность должна принимать участие в жизни каждой школы посредством создания наблюдательного совета. Таким образом, мы хотим улучшить менеджмент в учебных заведениях», – уточняет руководитель АО «Финансовый центр».
В целом подушевое финансирование означает более рациональное использование государственных средств, а выборность директоров – контроль над их распределением.
Другим значительным изменением казахстанского образования станет внедрение 12-летнего среднего образования в 2015 году. На данный момент власти заняты разработкой реформы, и в ближайшем будущем Министерство образования и науки РК будет обладать достаточной информацией для того, чтобы прокомментировать нововведение в СМИ.
По данным МОН РК, известно, что законодательно утвержденная структура образования 12-летней школы представляется следующим образом: уровень начального образования – 1-4 классы, уровень основного среднего образования – 5-10 классы и уровень общего среднего образования – 11–12 классы.
Переход на новую систему соответствует международному опыту 12-летнего обучения и текущим социально-экономическим условиям Казахстана. На данный момент образование в нашей стране характеризуется большой долей малокомплектных школ, составляющих 56,4% от общего количества. Кроме того, кадровый состав учителей, учебная нагрузка педагогов начальной школы, а также материально-техническое оснащение средних образовательных учреждений способствуют успешному исходу реформы.
Программа 11 и 12 классов предполагает профилизацию обучения по двум основным направлениям: естественно-математическое и общественно-гуманитарное.
Организационно-содержательные формы профилизации будут определяться с учетом педагогического потенциала школ, социально-экономических потребностей района, города, области и возможностей образовательной инфраструктуры.
Предполагается, что в профильной школе продолжат обучение 60% выпускников 10 классов. Поступление в профильную школу будет осуществляться на основе национального тестирования.
Однако создание сети профильных школ потребует значительных пертурбаций. К примеру, станет необходимо перепрофилировать существующие школы в городе, построить в сельской местности школы-интернаты и открыть ресурсные центры.
Кроме того, реформа в какой-то степени затронет и высшие учебные заведения, так как на их основе министерство планирует создавать школы, реализующие программу профильного обучения «Бейіндік мектеп». Данная система специализированной подготовки или профильного обучения в старших классах школ ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
На сегодня определены 40 вузов, на базе которых рассматривается возможность размещения и обучения учащихся 11 и 12 классов в профильной школе. По данным, опубликованным международным информационным агентством «Казинформ», программа профильного обучения «Бейіндік мектеп» будет разработана и апробирована к 2014 году.
АО «Финансовый центр» при Министерстве образования и науки РК осуществляет свою деятельность по двум направлениям: выдает гарантии по кредитам, предоставляемым студентам банками второго уровня, и обеспечивает возврат ранее выданных государственных образовательных и студенческих кредитов.
Основной целью создания системы является внедрение нового финансово-экономического инструмента поддержки и расширения доступности образования.
По состоянию на 2 августа 2013 года было выдано 5682 гарантийных обязательств на общую сумму 1,4 млрд тенге и 2488 гарантий на сумму 9,4 млн тенге. Количество студентов-заемщиков, получивших образовательные кредиты, составило 2759 человек.