Выборность директоров как гарант эффективного менеджмента
АВТОР

09.09.2013 • 16:22 3005

Выборность директоров как гарант эффективного менеджмента

Запуск механизма подушевого финансирования, в целом являющегося проектом в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), предполагает внедрение выборности директоров школ.

В настоящее время система образования Казахстана живет в ритме государственной программы развития, запланированной до 2020 года, предусматривающей реформирование финансирования и переход на 12-летнее среднее образование.

Недавно объявленное подушевое финансирование реализуется в своей пилотной версии в 50 школах страны уже с нового учебного года. По информации Забиры Оразалиевой, президента АО «Финансовый центр», процесс апробации нововведения будет осуществляться в течение года. А уже к следующему учебному году количество школ, принимающих участие в эксперименте, планируется увеличить до 63 в 5 областях Казахстана. По мнению властей, данная инициатива подстегнет конкуренцию и заставит школы улучшать качество преподавания.

Выборность директоров в этой схеме позволит эффективно подойти к исполнительному процессу. «Общественность должна принимать участие в жизни каждой школы посредством создания наблюдательного совета. Таким образом, мы хотим улучшить менеджмент в учебных заведениях», – уточняет руководитель АО «Финансовый центр».

В целом подушевое финансирование означает более рациональное использование государственных средств, а выборность директоров – контроль над их распределением.

Другим значительным изменением казахстанского образования станет внедрение 12-летнего среднего образования в 2015 году. На данный момент власти заняты разработкой реформы, и в ближайшем будущем Министерство образования и науки РК будет обладать достаточной информацией для того, чтобы прокомментировать нововведение в СМИ.

По данным МОН РК, известно, что законодательно утвержденная структура образования 12-летней школы представляется следующим образом: уровень начального образования – 1-4 классы, уровень основного среднего образования – 5-10 классы и уровень общего среднего образования – 11–12 классы.

Переход на новую систему соответствует международному опыту 12-летнего обучения и текущим социально-экономическим условиям Казахстана. На данный момент образование в нашей стране характеризуется большой долей малокомплектных школ, составляющих 56,4% от общего количества. Кроме того, кадровый состав учителей, учебная нагрузка педагогов начальной школы, а также материально-техническое оснащение средних образовательных учреждений способствуют успешному исходу реформы.

Программа 11 и 12 классов предполагает профилизацию обучения по двум основным направлениям: естественно-математическое и общественно-гуманитарное.

Организационно-содержательные формы профилизации будут определяться с учетом педагогического потенциала школ, социально-экономических потребностей района, города, области и возможностей образовательной инфраструктуры.

Предполагается, что в профильной школе продолжат обучение 60% выпускников 10 классов. Поступление в профильную школу будет осуществляться на основе национального тестирования.

Однако создание сети профильных школ потребует значительных пертурбаций. К примеру, станет необходимо перепрофилировать существующие школы в городе, построить в сельской местности школы-интернаты и открыть ресурсные центры.

Кроме того, реформа в какой-то степени затронет и высшие учебные заведения, так как на их основе министерство планирует создавать школы, реализующие программу профильного обучения «Бейіндік мектеп». Данная система специализированной подготовки или профильного обучения в старших классах школ ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

На сегодня определены 40 вузов, на базе которых рассматривается возможность размещения и обучения учащихся 11 и 12 классов в профильной школе. По данным, опубликованным международным информационным агентством «Казинформ», программа профильного обучения «Бейіндік мектеп» будет разработана и апробирована к 2014 году.

АО «Финансовый центр» при Министерстве образования и науки РК осуществляет свою деятельность по двум направлениям: выдает гарантии по кредитам, предоставляемым студентам банками второго уровня, и обеспечивает возврат ранее выданных государственных образовательных и студенческих кредитов.

Основной целью создания системы является внедрение нового финансово-экономического инструмента поддержки и расширения доступности образования.

По состоянию на 2 августа 2013 года было выдано 5682 гарантийных обязательств на общую сумму 1,4 млрд тенге и 2488 гарантий на сумму 9,4 млн тенге. Количество студентов-заемщиков, получивших образовательные кредиты, составило 2759 человек.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

студенты школы Подушевое финансирование директора гарантии АО «Финансовый центр»

09.09.2013 • 16:22 3005

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus