Как заявил министр сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков, экспорт зерна в 2012-2013 маркетинговом году составил 7,1 млн тонн. Он напомнил, что в 2011-2012 маркетинговом году экспорт казахстанского зерна составил почти 12 млн тонн. По его словам, «наш традиционный рынок, где мы наиболее конкурентоспособны и где нет равных Казахстану, – это Средняя Азия, Кавказ и западная часть Китая, а также Иран и Афганистан соответственно».
Урожай зерновых 2012 года в чистом весе составил в Казахстане 12,8 млн тонн против рекордных 26 млн тонн в 2011 году. «На этот рынок мы должны и ориентироваться, примерно объем потребления на этом рынке составляет около 6-,6,5 млн тонн, все остальное зерно, которое мы произведем, мы вынуждены будем экспортировать в дальние страны – это в основном через Черное и Балтийское моря, до которых довезти составляет дополнительно расходов около 100 долларов на тонну. В основном это транзит через российские железные дороги», – продолжил глава МСХ.
В этой связи перед сельским хозяйством республики, по его словам, стоит задача диверсификации растениеводства и сокращения объема зерновых культур «до таких оптимальных объемов, которые будут равны внутреннему потреблению и нашему оптимальному экспорту». «Это примерно 7 млн тонн на внутреннем рынке и примерно 7 млн на внешнем рынке – тогда у нас будут цены всегда на уровне чикагской или парижской бирж, а не так, как мы сейчас наблюдаем, что колебания доходят от 100 до 300 долларов, и эти качели раскачивают рынок негативно», – отметил г-н Мамытбеков.
Потенциал есть
В принципе даже сейчас у Казахстана есть потенциал для прироста экспорта зерна. В частности, Иран потребляет примерно около 4 млн тонн зерна, тогда как Казахстан поставляет всего лишь около 1 млн тонн. «Это по железной дороге через Сарыагаш примерно около полумиллиона и около полумиллиона через порт Актау морским путем по Каспию», – уточнил он.
Но есть и дополнительные коммуникации, которые позволят нарастить экспорт. Это железная дорога Узень – Горган, которая строится довольно быстрыми темпами. Как только дорогу построят, Казахстан получит дополнительные возможности поставлять в Иран 2-2,5 млн тонн зерна.
Кстати, прирост казахстанского зернового экспорта выгоден и Ирану. Основная часть населения страны проживает в северных регионах, и потому Правительство Ирана вынуждено недостающие объемы зерна получать через морской порт Бандар-Аббас, и везти их через всю страну потребителям.
Есть потенциал и на китайском направлении. Пока поставки казахстанского зерна в Китай невелики. «Объемы небольшие, но динамика очень огромная. Население растет там, как вы знаете, стремительно, рацион меняется очень быстро, и мы надеемся, что этот рынок тоже будет увеличен», – подчеркнул глава МСХ.
Казахстан экспортирует зерно сухогрузами и по кавказскому направлению, а уже на Кавказе вынужден переваливать груз на железнодорожные составы.
В целях оптимизации расходов Казмортрансфлот собирается покупать паромы. Тогда железнодорожный состав с зерном прибудет в порт Актау, станет на паром, а на другом берегу станет на рельсы кавказской железной дороги. «Это оптимизирует расходы и придаст большую конкурентоспособность нашему зерну», – отметил Асылжан Мамытбеков.
Посевы не сокращают, потенциал пока исследуют
На самом деле Казахстан пока не собирается резко сокращать посевные площади под зерновые культуры. В 2013 году Казахстан лишь незначительно уменьшил посевные площади: всего на 0,5% – до 21,4 млн гектара.
Это данные на начало апреля, хотя еще в феврале планы были более ощутимые. Тогда МСХ планировало сократить посевные площади под зерновые на 2% к уровню 2012 года.
В принципе Казахстан имеет все необходимые возможности, чтобы увеличить экспорт в Иран. До настоящего времени Казахстан имеет два направления: по железной дороге через станцию Сарыагаш, и морем через порт Актау.
Но оба этих направления ограничены в плане пропускной способности. В частности, железная дорога весьма проблематична, потому что проходит через территорию Узбекистана, где часты задержки, а пропускная способность уже не увеличивалась много лет. Что касается порта Актау, то там до сих пор не решена проблема транспортировки зерна: его приходится грузить на сухогрузы.
Поэтому Узень – Горган решит многие из перечисленных проблем. Во-первых, Казахстан получит выход на Иран, минуя Узбекистан. Во-вторых, такой выход будет способствовать увеличению торгового оборота с Ираном.
В конце июня 2012 года Казахстан попросил у Китая квоту на поставку миллиона тонн зерна. Об этом в ходе шестого заседания подкомитета по торгово-экономическому сотрудничеству казахстанско-китайского комитета по сотрудничеству заявил управляющий директор АО «НК «Продовольственная контрактная корпорация» Марат Сейсенов. Тогда вопрос не был решен.
Если казахстанская сторона настоит на своем, то в 2013 году вопрос квоты может быть решен.
Направление на Кавказ казахстанской стороной тоже прорабатывается. Казахстан грузит зерно на сухогрузы, так как Азербайджанское государственное морское пароходство не может обеспечить работу своих паромов по графику.
В основном это происходит из-за ожидания азербайджанской стороной их оптимальной загрузки в порту Баку. В то же время в Актау, в зависимости от сезонности, на подъездных путях в ожидании наката на паром находятся десятки, а иногда и сотни вагонов.
Еще летом прошлого года Казмортрансфлот планировал приобрести четыре собственных парома, а руководство порта рассматривало вопрос строительства нового паромного терминала.
Поэтому, если смотреть на проблему казахстанского экспорта зерна со стороны, то следует подчеркнуть, что потенциал для прироста экспорта имеется. И пока нет необходимости сокращать посевные площади, нужно время, чтобы имеющийся потенциал раскрылся в полной мере.