Реформа государственной службы отметилась первыми итогами
Реформа государственной службы отметилась первыми итогами. Тестирование государственных мужей на профпригодность показало – 30% чиновников высшего звена не оправдали свой высокий чин.
В числе проваливших испытание на прочность значатся акимы районов и городов, главы центральных комитетов, ответственные секретари. Кому придется попрощаться с высоким мундиром – станет известно в сентябре. Найдется ли замена ушедшим руководителям? Казахстанские политологи по-разному оценивают результаты данного тестирования. Однако мнения экспертов сходятся в том, что новоприбывшие кадры могут оказаться не столь эффективными руководителями.
Результаты тестирования официально огласил председатель Агентства по делам государственной службы РК Алихан Байменов на брифинге в Службе центральных коммуникаций.
«По итогам тестирования мы ожидаем 30% обновления кадрового состава корпуса «А». Это говорит о том, что происходит улучшение качества. В каком-то смысле происходит очищение корпуса «А», – сказал председатель Агентства по делам госслужбы РК.
По его информации, из 511 государственных служащих высшего корпуса, подавших заявки на участие, 155 не набрали необходимое пороговое значение.
Прием документов для участия в тестировании проводился в течение месяца. Всего за это время от кандидатов, желающих войти в корпус «А», принято 2024 заявки. И по итогам рассмотрения документов к тестированию допущены 1 851 человека.
Экзаменовали кандидатов в кадровый резерв корпуса «А» с 15 по 27 мая текущего года. В испытании на прочность приняли участие 1787 кандидатов, из них: 499 – государственных служащих корпуса «А», 931 – иные государственные служащие, 357 – лица, не являющиеся госслужащими, а 64 кандидата и вовсе не явились на тестирование.
При этом 72% тестируемых составили лица, не являющиеся государственными служащими корпуса «А». 1124 (62%) кандидата преодолели пороговые значения и успешно прошли тестирование, 663 (37,1%) не смогли набрать пороговые значения. При этом только 15 кандидатов набрали 100 из 100 возможных баллов.
Глава агентства подчеркнул, что в ведомстве не придают значения персонам тестируемых. И информацию о личностях, проваливших экзамен госслужащих, не оглашали. АДГС РК больше интересны общие тенденции, отметил он.
Следующий час «икс» для госслужащих наступит в конце сентября. К этому времени станет известно, кому из «недотянувших» до уровня элиты госслужбы придется уступить кресло.
«26 марта с их руководителями были заключены контракты сроком на полгода. Контракт истекает либо 26 сентября, либо в момент, пока на эту должность не назначается новое другое лицо, прошедшее конкурсный отбор, только из числа резервистов. Следовательно, в этих двух случаях лица, не прошедшие отбор национальной комиссии, освобождают должность, крайний срок – 26 сентября», – сказал Алихан Байменов.
Чиновники, не сдавшие тестирование, могут быть назначены на более низкие должности корпуса «Б», добавил глава агентства по делам госслужбы.
Политолог Данияр Ашимбаев считает, что такой подход к «чистке» кадров несколько формализован. И обновление аппарата госуправления грозит вылиться негативными последствиями. «Мы сейчас можем потерять ту часть аппарата, которая долго работала и работала достаточно эффективно. У меня есть ощущение, что мы сейчас столкнемся с серьезным дефицитом квалифицированных кадров на среднем уровне госуправления. То есть поименные списки еще не опубликованы, но та статистика, которая видна, говорит о том, что сейчас нужно будет заполнить много новых вакансий. Я не уверен, что сейчас по итогам тестирования мы имеем достаточно большой запас тех, кто мог бы заполнить эти вакансии оперативно», – сомневается эксперт.
Принцип отбора госслужащих не отображает конкретные качества госуправленцев. Так как формальная тестовая база для госслужащих аналогично ЕНТ в школах акцентирует внимание на «зубрежке», вместо навыков логического мышления, говорит Данияр Ашимбаев.
Эксперт считает, что в целом законодательные нормы не в силах повлиять на устоявшуюся ситуацию в госслужбе. Сформировать эффективный аппарат госуправления, полагает он, можно только политической волей. «У нас очень много неформальных систем управления, неформальных связей, неформальных способов действия. И эти неформальные системы влияют на кадровую политику, на общие принципы работы гораздо более сильно, нежели законодательные нормы. Понятно, что в принципе законодательство не может их учитывать. Даже пресекать толком не может», – говорит политолог.
«Если мы посмотрим на коррупционные скандалы последних лет, видно, что ответсекретари брать на себя ответственность за хозяйственную деятельность стали не всегда. Напротив многие министры, вице-министры контроль за этими вопросами не выпустили их рук. То есть прямая норма закона не сработала в принципе. Мы видим, что аппарат достаточно легко поддается на формализованные меры воздействия, но вместе с тем общий принцип работы не меняется», – отмечает эксперт.
Несколько иного мнения придерживается политолог Эдуард Полетаев. Он считает, что проблем с заменой чиновников не возникнет. Статистика итогов тестирования госслужащих показывает, что кадровые потери вполне покрываемы новыми людьми. «Найти можно из тех же заместителей, тех же акимов, которые, кстати говоря, и смогли пройти эти тесты. Другое дело, насколько они будут способны находиться на первом, а не на втором месте. Не секрет, что многим людям в качестве заместителей, которые не всегда ответственны за принимаемые решения, работать в определенной степени удобнее. И это не столь серьезное облысение государственных кадров. И потери особенно чувствуются на низовых уровнях. И их можно покрыть чиновниками из более высокого уровня», – говорит Эдуард Полетаев. Однако, отмечает аналитик, благополучные результаты тестирования еще не говорят о том, что кандидат окажется эффективным руководителем.
Напомним, о необходимости реформирования госуправления в стране говорилось давно. Вопрос качества государственных служащих не раз поднимался президентом Казахстана. Эксперт удивлен первыми результатами действия реформы. «То есть нужны определенная начальская харизма, умение договариваться, умение быть компромиссной фигурой для населения того или иного района или городского образования. И не факт, что это может сделать тот человек, который способен пройти эти тесты. Поэтому здесь первый урок очень важный и значимый – то, что политические и государственные служащие в Казахстане стали более теоретически подкованными», – полагает Эдуард Полетаев.
В качестве одного из метода повышения теоретического уровня госуправленцев эксперт считает разумным проводить еженедельные курсы для госслужащих. Также политолог отметил положительные моменты в тестировании. В частности, результаты реформы госаппарата показали, что не было какого-то серьезного вмешательства со стороны высших государственных чиновников в процесс этого тестирования. Это свидетельствует о том, что верховная власть в целом заинтересована в усилении кадрового потенциала госслужащих в стране, считает он.
Но слишком
частые проверки госслужащих на теоретическую способность могут негативно
сказаться именно на поведении чиновника, способного принять решения или
какую-то проблему довести до нужного знаменателя. Поэтому выводить из
равновесия чиновников политолог не рекомендует.