10 недель из фондов стран СНГ продолжается отток капитала.
Национальный банк РК официально обнародовал данные по развитию финансового рынка за 1 квартал 2013 года. Если совместить их с данными министерства экономики и бюджетного планирования, то дела у нас идут неплохо.
Прирост уровня цен составил 1,9%, что выше показателя прошлого года (1,1%), но все-таки ниже значений того прыжка вверх, который инфляция предпринимала с 2006 года (имеются в виду показатели 1 квартала).
Говоря о квартальных значениях ВВП, стоит отметить снижение их прироста. В 1 квартале 2011 года ВВП добавил 6,5%, в 2012 году – 5,6%, а в 2013 – уже 4,5%.
Оно и понятно, ведь нефть стремительно дешевеет. Так, например, средняя цена бочки Brent в марте текущего года составила $109,6 за баррель, что ниже значений февраля на 5,61%. Нефть дешевеет на фоне снижения спроса, вызванного нестабильностью в Европе, последствия которой, похоже, с определенным лагом начали оказывать воздействие и на нашу экономику тоже.
Образно говоря, когда в Москве начинает моросить дождь, над Астаной сгущаются тучи. Мы видели подобное много раз: и во время девальвации 2009 года, и в кризисный 2008 год. И сегодня в братском государстве все не так спокойно. И если учесть то углубление в обоюдной кооперации, которое предпринято с созданием Таможенного союза, стоит пристально следить за Россией и анализировать события, протекающие внутри Казахстана.
Президент России Владимир Путин на недавнем совещании по экономическим вопросам в Сочи поручил правительству принять активные действия для борьбы с нестабильностью, которая настигла российскую экономику.
ВВП РФ в 1 квартале 2012 года вырос на 4,8%, в 4 квартале – на 2,1%, а по итогам первой четверти 2013 года прирост ВВП составил 1,1%. Инфляция в 1 квартале сложилась на уровне, аналогичном с Казахстаном (1,9%).
Владимир Путин четко дал понять, что события, разворачивающиеся в российской экономике, связаны с Европой, которая дает порядка 50% всего товарооборота РФ.
Аналогичный уровень товарооборота с Европой и у Казахстана, разница лишь в его структуре. Мы продаем больше сырья в ЕС, нежели наши северные соседи. А это не является нашим конкурентным преимуществом.
Отметим, что крупнейшие нефтяные компании мира, работающие в Казахстане, отчитываются о сокращении прибыли. Чистая прибыль нефтяной компании Chevron Corp. упала в 1 квартале 2013 года на 4,5%, американская ConocoPhillips зафиксировала снижение чистой прибыли на 27,5% по итогам 1 квартала.
Также можно обозначить одну любопытную деталь: из фондов стран СНГ продолжается стремительный отток капитала уже в течение 10 недель. Отток лежит в основном на плечах России и Казахстана и связан с сырьевой направленностью наших экономик.
Да, фондовый рынок РК не является на сегодня центром притяжения иностранных инвесторов, но фундаментально отток капитала из фондов нашей страны важен. А любопытен он с позиции так называемого эффекта богатства, увеличение которого прямо пропорционально путям расширения его диверсификации. То есть в нашей республике есть признаки снижения эффекта богатства.
Как ни странно, ситуацию усугубляет та экономическая действительность, в которой мы сегодня живем. Это эра несказанно мягкой денежно-кредитной политики.
Наиболее влиятельные центральные банки мира сейчас проводят экспансионистскую денежно-кредитную политику. Это и LTRO, осуществляемое в Европе, и троекратное QE в США, и масштабная покупка облигаций в Японии, так называемая «Абэномика». Список можно продолжить.
Итогом этой экспансии является то, что балансы ведущих ЦБ мира увеличились в три раза за относительно короткий промежуток времени. А это большие обязательства, которые необходимо обслуживать. Логикой завершения этой ситуации является сокращение балансов, что может привести к торможению совокупного спроса, а, следовательно, и экономического роста в целом.
Тревожный звонок прозвенел несколько дней назад. The Central Banking Publications и Royal Bank of Scotland Group провели опрос 60-ти центральных банков мира по вопросу диверсификации своих резервов. И 23% респондентов отметили, что они уже приобрели акции или планируют их покупку. Банк Японии в начале апреля заявил, что увеличит инвестиции в биржевые фонды в 2 раза – до 3,5 трлн иен ($35,2 млрд) к 2014 году. Банк Израиля в прошлом году впервые приобрел акции, Швейцарский национальный банк и Национальный банк Чехии увеличили объем акций до уровня 10% от объема резервов.
Что заставило центральные банки заниматься тем, чем они заниматься не должны? Факторов несколько.
С одной стороны это снижение доходности к погашению по государственным ценным бумагам. При инфляции в годовом выражении в США на уровне 1,5% (в еврозоне 1,7%), средняя доходность к погашению бумаг казначейства США упала до рекордно низкого уровня в 1,34%.
С другой стороны, золото с начала года упало в цене на 16%, что в первую очередь ударило по центральным банкам, которые потеряли на этой коррекции порядка $560 млрд.
Одним словом, понятно, что центральные банки обратили свой взор к акциям не от хорошей жизни, а по причине повышения риска разрыва ликвидности в своих балансах, когда обслуживание обязательств становится тяжелым бременем.
Все вышеперечисленные факторы заслуживают пристального внимания со стороны правительства и Национального банка Казахстана. И если несколько месяцев назад они представлялись всем нам неким проблесковым маячком, то сегодня они заметны невооруженным глазом.
Банк России уже встал в стойку, снизив в начале месяца ставки по кредитам РЕПО на 12 месяцев, а также по кредитам под залог золота, нерыночных активов и поручительств на 0,25%, оставив при этом базовую ставку на уровне 8,25%. Вероятно, что это начало мягкой политики, которую от ЦБ России ждут уже давно.
Национальный банк Казахстана держит ставку рефинансирования без изменений с августа прошлого года на уровне 5,5%. При этом регулятор увеличил денежную базу на 5,4% к декабрю 2012 года, причем увеличение произошло только в марте.
Эти меры поспособствовали приросту денежной массы на 5,3%, которая до марта снижалась в январе к декабрю на 0,3%, а затем несущественно увеличилась на 0,1% в феврале.
Понятно, что Национальный банк РК обеспечивает прирост денежной массы на уровне роста ВВП, а достаточно низкий разрыв между приростами денежной массы и ВВП (0,8%) плюс общая тенденция поведения основных денежных агрегатов говорит о приоритете в пользу борьбы с инфляцией перед экономическим ростом. Но приоритет этот пока достигается без «фанатизма», что связано с умеренными инфляционными ожиданиями.
Как будут развиваться события дальше, покажет время и чуткий взор председателя ЦБ Казахстана. Но про вышеописанные факторы помнить нужно, тем более о том, что когда в Москве моросит дождь, в Астане начинают сгущаться тучи.