USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.05$
BTC
91042.00$
+528.300

Стабильный сектор экономики

Рынок молока и молочной продукции будет расти                          В Казахстане потребление молока и молочных продуктов увел...

Share
Share
Share
Tweet
Share
Стабильный сектор экономики - Kapital.kz

Рынок молока и молочной продукции будет расти                          

В Казахстане потребление молока и молочных продуктов увеличивается с каждым годом. Отчасти это происходит за счет роста производства, но в большей степени из-за импорта. Таким мнением с «Капитал.kz» поделилась Лидия Михеева, исполнительный директор Молочного союза Казахстана.

«Сейчас отечественный рынок открыт, очень много поставщиков из России и Беларуси. Эта конкуренция особенно усугубилась во второй половине 2012 года. Еще больше стало импортной продукции на прилавках Казахстана. Фактически получается, что даже в рамках ТС мы эту борьбу проигрываем и упускаем свои позиции именно по конкурентоспособности», – говорит г-жа Михеева.

По ее словам, в прошлом году в республике по сравнению с показателями 2011 года объем и производство обработанного и жидкого молока, а также сливок увеличились на 11%, кисломолочной продукции – на 8%, сыра и творога – на 7%. Тогда как производство сливочного масла уменьшилось на 5%, а доля импорта наоборот возросла. Теперь на масло «Made in Kazakhstan» приходится всего 64%.

«Доля импорта во внутреннем потреблении по молоку и кисломолочной продукции возросла. Основная причина в том, что цены на импортные аналоги, особенно из Беларуси, намного дешевле, чем на отечественную продукцию. Закупочная стоимость молока-сырья у нас очень дорогая. И это отнюдь не оттого, что крестьяне имеют большую прибыль, а из-за низкой продуктивности коров. В результате – высокая себестоимость», – сетует Лидия Михеева.

Отметив, что в РК с одной коровы в среднем надаивается 2,2 тыс. литров молока в год, в РФ – 3,5 тыс. литров, а в РБ – 4,7 тыс. литров молока. В итоге – содержание коров в Беларуси обходится в 2 раза дешевле, нежели в Казахстане.

Как рассказала «Капитал.kz» Жанна Байтемирова, директор департамента аналитических исследований АО «Казагромаркетинг», в 2012 году в республике надоено 4 803,8 тыс. тонн коровьего молока. Еще 54,9 тыс. тонн молока было ввезено.

«Более 80% от общего поголовья коров в РК находится в личных подворьях сельских жителей. Сложившаяся ситуация негативно влияет на перерабатывающие предприятия отрасли, которым необходимо молоко однородного качества. Однако сельские жители в силу объективных и субъективных причин его поставлять не могут», – говорит г-жа Байтемирова.

Кроме того, при существующей структуре производства молока присутствует фактор сезонности в надоях, который также достаточно негативный для переработчиков. В этой связи перерабатывающие предприятия в основной массе для поддержания стабильного графика ежедневных поставок на торговые полки молока и молочной продукции используют сухое молоко.

«Конкурентная среда в молочном сегменте рынка продовольственных товаров довольно обширна и представлена широким кругом казахстанских производителей. О возрастающей доле отечественной продукции свидетельствует и ассортиментный ряд магазинов. В частности, в Астане на молоко, сделанное в Казахстане, приходится более 76% торговых полок. Причем перечень отечественных брендов разнообразен и в географическом плане. Присутствуют торговые марки из Карагандинской, Костанайской и Алматинской областей», – объясняет Жанна Байтемирова.

По ее мнению, на современном этапе развития молочного бизнеса Казахстана наличие маркетинговой политики в крупных компаниях прослеживается достаточно четко. И выражается это, прежде всего, в разнообразной подаче продукции потребителю.

«Максимально используются широко распространенные во всем мире маркетинговые «фишки» – посыл в народные традиции, розыгрыши призов и прочее. Однако, как показывают маркетинговые опросы, казахстанцы предпочитают покупать молочную продукцию, которая прочно зарекомендовала себя на рынке как качественная, натуральная и свежая», – убеждена директор департамента аналитических исследований АО «Казагромаркетинг».

Схожих взглядов придерживается Аида Сапаргазинова, председатель правления АО «ФудМастер». «При построении маркетинговых коммуникаций очень важно доносить достоверную информацию о составе продукции, ее функциональных особенностях и технологиях производства. Выбор молочных продуктов очень велик, и нужно сделать информацию максимально доступной для потребителя, которая позволит ему сделать собственный выбор», – считает г-жа Сапаргазинова.

По ее словам, сегодня молочный рынок становится более цивилизованным. Люди все чаще делают свой выбор в пользу упакованного молока, понимая, что «уличное» – это не всегда контролируемый органами санитарно-эпидемиологического надзора и ветеринарными службами продукт.

«Сейчас редко кто может похвастаться, что он знает, от какой коровы продается молоко в наших дворах и являются ли продавцы на стареньких «пирожковозах» прямыми производителями молока, а не перекупщиками у частных крестьянских подворий», – рассуждает г-жа Сапаргазинова.

Как известно, «уличное» молоко необходимо кипятить, но вместе с бактериями молоко теряет свои полезные свойства: витамин С разрушается, а кальций оседает вместе с сывороточными белками на стенках и дне кастрюли. Тогда как при пастеризации молоко нагревается лишь до 75-85 градусов. Что позволяет сохранять его питательные свойства, при этом нейтрализуя большинство вредных микроорганизмов.

«Основными тенденциями рынка можно назвать развитие молочных продуктов с функциональной составляющей, изготовленных из натуральных ингредиентов. Например, йогуртов, содержащих натуральные молочнокислые бактерии, естественным образом способствующих пищеварению. Такие продукты могут быть дополнительно обогащены витаминами, минералами и ферментами», – говорит председатель правления АО «ФудМастер».

Ожидается, что потребление натурального молока в ближайшие годы возрастет и это откроет новые возможности для отрасли. Яркий пример – растущая популярность обогащенного, ароматизированного и низколактозного молока, а также молочных продуктов для гурманов. Это различные десерты с натуральными фруктовыми наполнителями, шоколадной глазурью или карамелью. Большое будущее и у кисломолочных продуктов, способствующих укреплению иммунитета.

«По данным ВОЗ, 90% иммунитета сосредоточено в пищеварительной системе человека, а кисломолочные продукты естественным образом способствуют улучшению микрофлоры, а соответственно и защитных функций организма. Кроме того, огромным спросом у казахстанцев пользуется ультрапастеризованное молоко. Оно произведено с помощью высокотемпературной обработки, позволяющей очистить молоко от бактерий и сохранить все полезные составляющие – кальций, белок, витамины и другие минералы», – поясняет Аида Сапаргазинова.

С ней солидарна и Мария Мясина, начальник отдела маркетинга ТОО «Масло-Дел». «В последние годы в Казахстане наблюдается тенденция перехода с неупакованного молока на упакованное. Кроме того, с каждым годом увеличивается потребление именно ультрапастеризованного молока. И это не случайно: оно лучше сохраняется и не теряет своих полезных свойств. Сегодня это наиболее перспективный и динамично развивающийся сектор отечественной молочной индустрии», – уверена г-жа Мясина.

Ультрапастеризованное молоко в СНГ – наиболее дорогостоящий из всех молочных продуктов. Обычно его появление на рынке и востребованность становятся возможными только с ростом уровня благосостояния населения. Для сравнения: «уличное» молоко в среднем стоит 150 тенге за литр, молоко в полиэтиленовом пакете – 190 тенге, в картонной упаковке – 210 тенге, в картонной коробке с крышечкой – 235 тенге, а в пластмассовой бутылке – 280 тенге.

«Ультрапастеризованное молоко дороже на 20-30%, чем пастеризованное. При этом самая популярная упаковка – Tetra Brik (без открывалки), на втором месте –пластиковый пакет, и на третьем – Tetra Gemina (сверху крышечка). В среднем казахстанцы выпивают 13,5 литров упакованного ультрапастеризованного и пастеризованного молока в год», – в беседе с «Капитал.kz» рассказал Александр Романов, генеральный директор исследовательской компании ISAS Ltd.

Игроки рынка разделяют молочный рынок на три ценовых сегмента: Economy – пастеризованное и ультрапастеризованное молоко в формате упаковки TFA, Mass – ультрапастеризованное молоко в формате упаковки TFA и ТВА, а также Premium – ультрапастеризованное молоко с добавочной стоимостью, то есть обогащенное различными витаминами и другими микроэлементами.

«Молочный рынок – один из самых консервативных и стабильных. У потребителя есть достаточно большой выбор по производителям, формату упаковки и качеству. Кстати, на казахстанском рынке можно встретить как натуральное молоко, так и восстановленное. Оно по техническому регламенту называется молочным напитком. А потому при выборе молока казахстанцам нужно ориентироваться не только на цену. Следует понимать, что за меньшую стоимость можно купить не молоко, а скорей всего молочный напиток», – предупреждает г-жа Мясина.

По данным исследовательской компании ISAS Ltd, в тройке лидеров по популярности у казахстанцев молоко «Айналайын» – 17,1%, на втором месте «Мое» – 14,2% и на третьей позиции «Одари» – 8,7%. Далее в списке бренды «Лактель», «ФудМастер» и «Домик в деревне».

«Если говорить о соотношении на рынке доли отечественного и импортного молока, то это порядка 70% на 30%. Конкуренция в данной отрасли очень жесткая: примерно 22 игрока, в том числе отечественные и зарубежные, присутствует на рынке. Основные из них – Raimbek Agro, «Агропродукт» и RG Brands вкупе дают почти 52% рынка. «ФудМастер» и «Вим-Биль-Данн» – 25%, остальные производители – 20%, импорт – 5%. Но это примерное соотношение где-то плюс-минус 1-2%», – объясняет г-н Романов.

Эксперты сходятся во мнении, что мощностей молокоперерабатывающих заводов хватает на обеспечение казахстанского рынка. Другое дело, насколько будут благоприятны условия в рамках Таможенного союза для отечественных производителей, чтобы его развивать.

«К сожалению, стоит констатировать факт, что импорт наших соседей по Таможенному союзу в секторе FMCG – наиболее весом и ощутим. Но мы намерены изменить ситуацию и планируем наладить поставки кисломолочных продуктов на российский рынок уже в ближайшее время. В целом потенциал у рынка велик, тем более что казахстанцы по уровню потребления молока на душу населения отстают от развитых стран», – говорит г-жа Сапаргазинова.

По ее словам, Казахстан на душу населения потребляет 247 кг молочных продуктов. В то время как Германия – 435-448 кг, Франция – 400-436 кг, Швейцария – 367-400 кг, а Австрия – 355-366 кг.

«Классические молочные продукты сейчас уступают место широкой линейке разнообразной продукции, производимой из молока с функциональной составляющей. Есть огромный потенциал по развитию немаловажного сегмента молочного рынка – сыра. Сейчас можно говорить, что в Казахстане формируется культура потребления сыра, и люди начинают разбираться в сортах, в сочетаниях и во вкусах», – уверена председатель правления АО «ФудМастер».

Осенне-зимний период традиционно принято считать сезоном повышенного спроса на молоко. Именно в это время наблюдается значительный рост объема продаж. Причем наибольший спрос на молоко отмечается в ноябре-декабре, а наименьший – в сентябре-октябре. А вот весной и летом увеличивается потребление кисломолочных продуктов. На «Ура!» в казахстанских супермаркетах идут кефир, айран и различные питьевые йогурты.

«Спада потребления нет, наоборот идет плавный небольшой рост где-то 5-6% в год. Я думаю, и в этом году прирост около 4-5% точно будет. Тем более что качество продукции достаточно высокое, цена весьма приемлемая. Хотя вполне вероятно будет некоторое повышение, ведь инфляцию пока никто не отменял. Ежегодно молоко вырастает в цене порядка на 7-8%, примерно столько, сколько и инфляция», – прогнозирует г-н Романов.

По его мнению, новых игроков на казахстанском молочном рынке в ближайшее время не предвидится. В силу своей недостаточной емкости западным производителям он просто не интересен.

«Этот рынок, медленно, но плавно растущий, с высоким уровнем конкуренции. Новым игрокам будет очень сложно выйти на рынок, потому как достаточно серьезные и профессиональные маркетинговые команды работают у местных производителей. И они не дадут просто так отъесть у себя долю на рынке. Я думаю, рынок будет стабильным, каких-то скачков, смены лидеров точно не произойдет. Единственное, что может быть – слияние компаний. Но слухов о предстоящих сделках пока не было», – заключил генеральный директор исследовательской компании ISAS Ltd.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.