USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.05$
BTC
91042.00$
+528.300

Халявы не будет

Кыргызские автомобили не будут удешевлены для казахстанцев                                   Казахстанцам, купившим автомобили с...

Share
Share
Share
Tweet
Share
Халявы не будет- Kapital.kz

Кыргызские автомобили не будут удешевлены для казахстанцев                                   

Казахстанцам, купившим автомобили с кыргызскими номерами, не стоит рассчитывать на растаможку машин по льготным ставкам даже в случае вступления Кыргызстана в Таможенный союз (ТС). Такое мнение «Капитал.kz» высказал Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза Казахстана.

«Казахстанцы, которые везли машины в республику нелегально или с определенными нарушениями, могут даже не надеяться на льготы, ожидая вступления Кыргызстана в ТС. В России, Беларуси и Казахстане единая ставка таможенных пошлин, которая составляет 30% от стоимости автомобиля, а в Кыргызстане как члене Всемирной торговой организации (ВТО) – 10%. Вот и представьте, если к нам все подержанные авто хлынут. Я уверен, этого никогда не будет, потому что правила внутри ТС унифицированы, и никто не допустит, чтобы в одной стране была пошлина 10%, а в другой – 50%», – считает г-н Эдоков.

По его мнению, если Кыргызстан присоединится к ТС, будут введены дополнительные регламентирующие документы. Например, при ввозе подержанного автомобиля из соседней республики растаможить его можно будет лишь заплатив разницу между кыргызской и общесоюзной пошлинами.Таким образом, цены на ввоз автомобилей напрямую в Казахстан, или перевозимые через Кыргызстан, станут одинаковыми.

«Людям в любом случае не удастся избежать положенных таможенных выплат, чтобы зарегистрировать автомобиль в Казахстане. Закон един для всех, а потому власти вряд ли пойдут на уступки. Это будет противоречить здравому смыслу и принципу справедливости. Ведь некоторые граждане официально в страну ввозили машины, оплачивая все сборы и пошлины в полном объеме. И если одним сделают льготы, у других возникнет резонный вопрос: а на каком основании?» – говорит г-н Эдоков.

Схожих взглядов придерживается и Геннадий Шестаков, председатель Ассоциации таможенных брокеров. «Даже при вступлении Кыргызстана в ТС машины можно будет поставить на учет в Казахстане только с выплатой всех таможенных и налоговых платежей. Но очевидно, что будут определенные ограничения. А просто там снять, здесь поставить – это иллюзии, которые каждый пытается себе внушить. Такого не будет. С государством в игры лучше не играть, это может плохо закончиться», – полагает г-н Шестаков.

Как известно, таможенные пошлины на импорт автомобилей выросли с 1 июля 2011 года. Из-за этого стоимость подержанных авто существенно увеличилась. Все это и побудило казахстанцев искать лазейки для приобретения дешевого автотранспорта. Идеальным вариантом стал Кыргызстан, куда по-прежнему свободно завозились относительно свежие иномарки, в том числе и праворульные. Причем разница в ценах между Алматы и Бишкеком достигала почти 30%.

«Приобретая машины в Кыргызстане, где действуют правила ВТО и низкие таможенные ставки на ввозимые автомобили, граждане хотели сэкономить. Они покупали автомобили дешевле и не совсем легальными путями провозили в Казахстан. Но подобные лазейки лишь до поры до времени. С государством особо в такие игры не поиграешь – в любой момент дубинка может обрушиться на голову», – рассказывает г-н Эдоков.

Провезти свежекупленный автомобиль через границу можно было двумя способами: по доверенности или по временной прописке. В первом случае казахстанцам просто выписывали генеральную доверенность, а машину через таможенный пост перегонял гражданин Кыргызстана. Такая «услуга» обходилась всего в $100. И уже на территории Казахстана ключи и документы передавались новому «хозяину».

«Сейчас таких вещей, которые происходили год назад, когда в Казахстан заезжали кыргызские машины и продавались по доверенности, уже нет. Если и попадают, то только легально, то есть гражданин Кыргызстана, въезжая на собственной машине, регистрирует временный ввоз и оформляет все сопутствующие документы. А соответственно такой въезд не сопряжен с нарушением законодательства», – поясняет г-н Шестаков.

Вторая схема была сложнее и дороже: за $500 казахстанцам помогали оформлять вид на жительство в Кыргызстане, после чего они самостоятельно пересекали границу. При этом оплачивались ли официально какие-то платежи – доподлинно неизвестно. Однако, как говорят эксперты, эта схема действует и сейчас.

«Въехать на кыргызских авто казахстанцы, получившие вид на жительство, могут и сегодня, на срок до 6 месяцев. Главное – на границе оформить временный ввоз под обязательство об обратном вывозе и страховку. А если раньше удавалось проезжать без заполнения необходимых документов и таможенных отметок, значит, имели место некие условности, которые, очевидно, были платные. Поскольку просто так пересечь границу не получится», – объясняет председатель Ассоциации таможенных брокеров.

Добавив, что владельцам автомобилей с приметными номерами желтого цвета лучше не расслабляться. Недолог час, когда власти вновь объявят охоту на кыргызские авто. Тем более опыт прошлого года показал: церемониться никто не будет.

«Я всегда говорил, что покупка авто с кыргызскими номерами – это авантюра. Но многие не верили, видимо, опыт предыдущих потерь людей так ничему и не научил. Уже с 2012 года таможенные органы совместно с ГАИ стали принимать достаточно решительные меры. Много машин выдворили из страны, а те, кто не смог вывезти автомобили обратно в Кыргызстан и продать их там, вынуждены были сдать на разбор. В итоге – сомнительная экономия вышла казахстанцам боком, причем многие из них поплатились солидными деньгами», – заключил Геннадий Шестаков.

С ним солидарен и председатель Независимого автомобильного союза Казахстана. «Незнание законов от ответственности не освобождает. И когда пошла первая волна рейдов, с целью ограничить и выдворить из РК нелегально ввезенные автомобили с нарушением таможенных и пограничных правил, в Кыргызстане на это быстро среагировали. Они выкупали свои же машины почти в 2 раза дешевле. Народ погнался за дешевизной, а получил проблемы. Нужно всегда следовать и исполнять закон, только тогда можно будет что-то изменить в обществе», – уверен Эдуард Эдоков.

По его словам, в Алматы вновь стали появляться автомобили с кыргызскими номерами. Какими способами их ввозят на этот раз – остается загадкой. Но очевидно одно: новоиспеченные автовладельцы – люди небогатые и в большинстве случаев свободных денег на оплату всех таможенных и налоговых платежей у них попросту нет.

«Сумма-то получается немаленькая: 30% плюс акциз и т.д. А учитывая еще и «любовь» дорожной полиции к машинам с кыргызскими госномерами, это дополнительное «внимание» к автомобилю. В последнее время подержанных иномарок из Кыргызстана стало больше, и это факт. Достаточно взглянуть на дороги мегаполиса. Я думаю, появилась более изощренная схема ввоза авто, но очередная команда «Фас!» и опять начнется охота», – рассуждает эксперт.

Отметив, что всевозможные лазейки появляются с завидным постоянством. И на это есть причина: суровость законов не обязательно компенсируется их исполнением.

«У нас принимаются хорошие законы, но ситуация не меняется. А все потому, что какой-то пограничник или таможенник за определенную купюру может прикрыть глаза на действующее законодательство. И в поисках лазеек казахстанцы добровольно на это идут, так как привыкли к тому, что закон за деньги можно обойти. Однако от таких привычек нужно избавляться, и, возможно, еще не одно поколение должно вырасти, чтобы эту проблему искоренить», – считает г-н Эдоков.

В свою очередь Арсений Сидоров, генеральный директор ТОО «РОЛЬФ – Импорт Казахстан», убежден, что проблема с кыргызскими автомобилями возникла не столько из-за неправомерных действий со стороны госслужащих, сколько «благодаря» желанию казахстанцев обмануть закон.

«Кыргызскую машину без таможенной очистки в Казахстане никто на учет не поставит, даже если Кыргызстан присоединится к Таможенному союзу. А потому не стоит тешить себя надеждами на предоставление различных льгот и послаблений. Особенно тем гражданам, которые уже приобрели такие автомобили. Ведь они шли на осознанный риск, то есть сознательно нарушили законодательство и обманули государство», – говорит г-н Сидоров.

По его мнению, вместо подержанных иномарок из Японии и США казахстанским автолюбителям лучше обратить свой взор на отечественный автопром. «Автомобили, собираемые в Казахстане, вполне доступны. Ежегодно на отечественном рынке появляются новые современные модели, которые соответствуют экологическим нормам, стандартам безопасности и к тому же обеспеченны как минимум 3-хлетней гарантией», – советует Арсений Сидоров.

Как рассказала «Капитал.kz» Дина Мамашева, заместитель председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК, легковые автомобили, временно ввезенные иностранными гражданами, передаются посредством оформления доверенности на право вождения и распоряжения казахстанским лицам без соответствующего декларирования. А это является нарушением действующего таможенного законодательства.

«С начала 2013 года через пункты пропуска, находящиеся на границе с Кыргызстаном, проследовало на таможенную территорию ТС 133310 единиц легковых транспортных средств, а обратно только 129216 машин. Из них 4094 автомобиля находятся под таможенным контролем», – констатирует г-жа Мамашева.

По ее словам, в целях усиления работы по контролю за временно ввезенными иностранными транспортными средствами для личного пользования КТК МФ РК и Комитетом дорожной полиции МВД разработан совместный план мероприятий по выявлению нарушений таможенного законодательства, который реализуется территориальными подразделениями. Так, с начала года уже выявлено 130 нелегально эксплуатируемых автомобилей.

«Транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в иностранном государстве и временно ввезенные на территорию ТС, при использовании гражданами Казахстана с нарушением таможенного законодательства будут задержаны и помещены на склад временного хранения. Лицо, управляющее таким автотранспортным средством, будет привлечено к административной ответственности. Автомобили вернут владельцам при условии проведения установленных таможенным законодательством процедур», – поясняет заместитель председателя КТК МФ РК.

Добавив, что в случае вступления Кыргызстана в Таможенный союз, возможно, будут предусматриваться определенные изъятия, в том числе и по легковым транспортным средствам, которые будут решаться на уровне стран-участниц ТС.             


При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.