В РК предлагают не согласовывать объекты на стадии проектирования.
Сегодня на экспертизу проекта и его согласование с контролирующими государственными органами уходит от 6 до 14 месяцев. Кроме того, эта процедура требует оформления различного рода заключений и документов на возмездной основе. В среднем финансовые затраты предпринимателя составляют от 250 до 800 тыс. тенге. Причем по большей части согласования носят лишь формальный характер. Об этом «Капитал.kz» рассказал Игорь Шацкий, управляющий директор Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен».
«Мы предлагаем отменить согласование строительных объектов на стадии проектирования с органами СЭС, экологии и другими госорганами. Во-первых, их согласование носит дублирующий характер, поскольку каждый проект проходит экспертизу на соответствие государственным нормативам. А во-вторых, указанные ведомства участвуют в госкомиссии по приемке объекта в эксплуатацию. Более 2 лет назад уже было исключено согласование проекта с органами противопожарной службы. И как показывает практика, это упразднение для предпринимателей не привело к увеличению пожаров», – говорит г-н Шацкий.
По его словам, отраслевое (профессиональное) нормативно-правовое регулирование ранее предусматривало решение вопроса согласования с многочисленными органами. Так, в соответствии со СНиПом РК 2.2.-1-2001 «проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с государственными нормами, правилами, стандартами и заданием на проектирование должна быть удостоверена соответствующей записью ответственного исполнителя и дополнительному согласованию не подлежит. За исключением случаев, особо оговоренных законодательными актами РК».
«Благодаря этой оговорке данная норма фактически не действует. Так, органы СЭС предусмотрели право согласования проектов строительства в своем отраслевом законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», органы экологии – в Экологическом кодексе, а органы земельных отношений – в Земельном кодексе и т.д. Тем самым абсолютно все проекты на практике относятся к «особым случаям», оговоренным законодательными актами», – поясняет управляющий директор НЭПК «Союз «Атамекен».
Отметив, что по закону в случае возникновения ущерба объекта в результате негативного проектирования вся ответственность лежит не на органах, согласовавших проект, а именно на ответственном исполнителе, то есть на главном инженере или архитекторе проекта.
«Ряд структур участвуют в согласовании проекта только в случае затрагивания их интересов. Например, органы дорожной полиции. А вот органы экологии настаивают на согласовании абсолютно всех проектов. И если при строительстве нового объекта производства согласование проекта имеет целесообразность, то для многоквартирного дома, продуктового магазина либо кафе – она отсутствует», – уверен специалист.
НЭПК «Союз «Атамекен» также предлагает выделять для бизнеса уже согласованные со всеми заинтересованными госорганами земельные участки. Такая схема не только сведет к минимуму коррупционные проявления при получении предпринимателями земли, но и полностью исключит хаотичность застройки населенных пунктов.
«Акт выбора, присвоение адреса, землеустроительный проект и все необходимые согласования должны оформляться на земельный участок, а не на предпринимателей. Сегодня, как правило, они наугад определяют место для своего объекта. В большинстве случаев по принципу «свободных незастроенных углов» в центрах населенных пунктов. А спустя месяцы оформления многочисленных документов выясняется, что по тем или иным отраслевым нормам на запрашиваемой территории строительство невозможно», – поясняет г-н Шацкий.
По его мнению, информация о том, какие участки свободны и в каких зонах возможно строительство желаемого объекта, с учетом экологических, санитарно-эпидемиологических, архитектурно-градостроительных и других норм, должна содержаться на едином портале по предоставлению земельных участков.
Отчасти инициативу НЭПК «Союз «Атамекен» поддерживает и Ярослав Сидоров, директор ТОО Deutsch Haus Kasachstan Export. «Идея по выдаче предпринимателям уже согласованных земельных участков – отличная. Ведь согласование проекта занимает полгода и выше. Это очень долго, бюрократично и обычный человек порой не в состоянии пройти такие круги «ада». Все это дает почву к возникновению вокруг госструктур различного рода «помогаек», – сетует г-н Сидоров.
Однако, как полагает бизнесмен, отказ от согласования на стадии проектирования приведет к еще большей коррумпированности. Особенно во время сдачи объекта в эксплуатацию. Причина банальна – любой проектировщик может допустить ошибку, которая, в конечном счете, приведет либо к изменению построенного объекта, либо к вымогательству больших сумм взяток.
Как рассказал «Капитал.kz» Алексей Малютин, президент Союза профессионалов строительного рынка Казахстана, полная отмена согласования на стадии проектирования с государственными органами может повлечь за собой определенные последствия. В частности, нарушение санитарных и экологических нормативов. Поскольку возведение любого архитектурного объекта влечет за собой дополнительные нагрузки и на городские коммунальные сети.
«При полной отмене согласования с государственными органами ошибки в расчетах можно будет выявить только при вводе и сдаче объекта в эксплуатацию. А соответственно некоторые из них уже нельзя будет исправить. Если на согласованном участке будет построен объект по несогласованному проекту, то, скорее всего, это не упростит задачи, а наоборот усугубит их. Исправление ошибок, допущенных еще на стадии проектирования, увеличит и сроки строительства», – говорит г-н Малютин.
По его словам, такой проект требует поэтапного введения и тщательного согласования не только на государственном уровне, но и с профильными общественными организациями и объединениями. Это позволит иметь более полную картину трудностей, возникающих у строителей на стадии согласования проектов.
«Необходимо искать альтернативные способы решения вопроса, а не рубить с плеча. Неизвестно, как отреагируют госорганы на предложение НЭПК «Союз «Атамекен», но окажись мы на их месте, сопротивлялись бы до последнего. Ведь здесь может сработать метод бумеранга – запущенный в неизвестном направлении, он может вернуться и больно стукнуть в лоб. Если государственные органы пойдут на этот шаг, впоследствии им придется отвечать за нарушения, выявленные при принятии объекта и вводе его в эксплуатацию. Причем в некоторых случаях проблемы могут быть глобальными и даже необратимыми», – резюмировал г-н Малютин.
Между тем Акмурза Рустембеков, президент Союза архитекторов Казахстана, уверен, отмена согласований строительных объектов не только будет способствовать значительному улучшению качества выпускаемых проектов, но и благоприятным образом скажется на процессах проектирования за счет отведения большего времени на принятие правильных проектных решений.
«Инициатива НЭПК «Союз «Атамекен» направлена на снижение рисков коррупционных проявлений в строительной сфере. Это придаст положительный стимул к более масштабному строительству объектов в республике, что обеспечит дополнительные рабочие места. На мой взгляд, такое предложение государственные органы поддержат, так как в основном злоупотребляют своими полномочиями чиновники на местах», – считает г-н Рустембеков.
По его словам, в последнее время наблюдается ужесточение процедур согласования проектных решений по объектам, строящимся за счет государственных средств. В частности, уполномоченным органом по делам строительства выставляются требования о необходимости обязательного согласования прайс-листов на применяемые материалы и оборудование как с госорганами, представляющими интересы заказчика, так и с Комитетом по делам строительства и ЖКХ.
«За счет длительных процедур согласований и необоснованно увеличиваемых сроков государственной экспертизы резко возросло и количество проектов с сорванными сроками проектирования. Мы считаем, что заказчик проекта, включая госорганы, должен утвердить задание на проектирование и согласовать эскизные материалы. А сам проект должен проходить только процедуру рассмотрения в государственной экспертизе, без его согласования с госорганами», – рассуждает президент Союза архитекторов Казахстана.
Добавив, что основная ответственность за правильность принятых проектных решений должна возлагаться на государственную экспертизу, взимающую за свои услуги значительную плату, и не должна распространяться на другие госорганы.
«Согласно западным стандартам, все издержки по вине проектной компании, будь то ошибки в проекте или расчетах, обнаруженных при эксплуатации объектов, как правило, компенсируются страховыми компаниями. Они берут на себя все возможные риски за счет собираемых страховых взносов. Однако в Казахстане, к сожалению, законодательство имеет свои отличительные особенности с учетом действующих административного и уголовного кодексов страны», – заключил Акмурза Рустембеков.
Напомним, в первой декаде апреля на заседании совета предпринимателей Нурсултан Назарбаев поручил правительству до 1 сентября разработать Концепцию по реформированию нормативной базы строительной отрасли. А до конца 2014 года – обеспечить утверждение каждым государственным органом нормативного справочника бизнес-процессов при оказании государственных услуг.
«Проекты в строительстве готовятся на основании справочника 10-летней давности. За это время появились новые материалы, технологии, произошло удешевление строительства, ничего из этого не улавливается нашими строительными нормами», – отметил глава государства.