Высокий суд Лондона постановил, что уголовное расследование по делу ENRC было начато незаконно и стало результатом правонарушений со стороны старших должностных лиц британской Службы по борьбе с экономическими преступлениями (SFO) и партнера юридической фирмы Dechert Нила Джеррарда.
Отмечается, что 24 августа 2023 года SFO объявила о своем решении закрыть десятилетнее расследование по делу ENRC, не предъявив компании никаких обвинений.
В решении, опубликованном 21 декабря 2023 года по итогам восьмидневного судебного процесса в марте этого года, Высокий суд Лондона заключил, что расследование SFO было открыто в результате «существенных нарушений должностных полномочий». В компании уточнили, что этот вердикт является продолжением решения Высокого суда, вынесенного в мае 2022 года, в котором он пришел к выводам о «вопиющих» нарушениях, совершенных партнером Dechert Нилом Джеррардом и тремя старшими должностными лицами SFO.
Как следует из нового решения, Высокий суд сделал выводы об «устоявшемся характере» должностных нарушений британской Службы по борьбе с экономическими преступлениями, в том числе «с участием г-на Олдермана, занимавшего на тот момент должность директора ведомства», и ложных показаниях двух «старших должностных лиц», один из которых – бывший исполняющий обязанности директора SFO Марк Томпсон.
Напомним, в период с апреля 2013 года по август 2023 года ENRC находилась под уголовным расследованием со стороны SFO. В компании с самого начала опровергали информацию о совершении каких-либо преступлений. В августе 2023 года SFO сама пришла к такому же выводу после проведения «всеобъемлющего расследования, затрагивающего множество юрисдикций, направленного на проверку вменяемых деяний» и «[исчерпания] всех возможных направлений следственной работы».
Высокий суд подтвердил позицию ENRC, установив, что именно заговорщическое общение между Нилом Джеррардом и старшими должностными лицами SFO привело к открытию ведомством расследования в отношении компании. Как указано в более раннем решении Высокого суда, обнародованном в мае 2022 года, Нил Джеррард признал, что склонен к преувеличению, — признание, которое судья счел «явным преуменьшением, это еще слабо сказано». На основе заведомо ложной информации от г-на Джеррарда, которую сотрудники SFO использовали с «недобросовестным оппортунизмом», в апреле 2013 года британское ведомство пришло к неверному заключению о том, что якобы юридическая фирма «Dechert, вероятно, нашла что-то».
В отдельном иске, поданном ENRC против SFO в 2021 году, компания утверждает, что в ходе уголовного расследования сотрудники британского ведомства неоднократно устраивали утечки информации журналистам. Как полагают в ENRC, эти утечки были призваны сформировать негативное общественное мнение о компании с целью оправдания затянувшегося уголовного расследования в отношении компании и обоснования ведомством своих запросов на получение дополнительного финансирования со стороны Правительства Великобритании. Судебное разбирательство продолжается.
ENRC уже присудили свыше 43 млн фунтов расходов и убытков. Точный размер финансовых последствий декабрьского решения будет определен на следующей стадии, по мере развития судебного разбирательства. Десятилетнее расследование в отношении ENRC, прекращенное SFO в августе 2023 года без предъявления обвинений к компании, ее бывшим директорам или сотрудникам, повлекло серьезные репутационные и финансовые последствия для компании, подчеркивается в информации.
SFO отклонила многочисленные предложения ENRC урегулировать претензии без судебного разбирательства. Майкл Робертс, партнер юридической фирмы Hogan Lovells International LLP, представляющий интересы ENRC в данном судебном процессе, сообщил:
«Сегодняшнее судебное решение подтверждает решимость ENRC доказать свою невиновность и очистить свое имя от настойчивых и безосновательных обвинений, выдвигаемых как со стороны Dechert, так и SFO. Каждый вправе ожидать от ведущей юридической фирмы и государственного правоохранительного органа высоких стандартов и надлежащего поведения. Это исключительно важное судебное решение посылает четкий сигнал о том, что практика использования адвокатов правоохранительными органами в качестве тайных информаторов против своих клиентов является незаконной и неприемлемой».