Бизнесмены предложили организованно снижать тарифы.
Если институт экспертов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) будет создан, он станет третьим по счету контролирующим органом, наряду с Агентством РК по защите конкуренции (АЗК) и генеральной прокуратурой. На этот раз – общественным. Это еще раз свидетельствует о высокой степени недоверия к деятельности государственных органов.
Вице-президент Алматинской ассоциации предпринимателей Анатолий Пуриц предложил создать в Казахстане институт общественных экспертов, основная цель работы которых будет заключаться в содействии снижению роста тарифов на услуги естественных монополий.
Содержать организацию он предложил за счет монополистов. Введение экспертов не очень заметно отразится на росте цен – полученные выгоды, в случае если общественные организации добьются перерасчета за плохое качество услуг или отмены запланированного повышения тарифов, предоставив обоснованные аргументы, многократно превысят расходы, отмечают специалисты.
«Они будут заниматься на основании закона, на основании того, что их пустят в аудиторскую комиссию, проверкой тарифов», – сказал г-н Пуриц. Еще он предлагает проводить мониторинг основных монополий – таких как электроэнергия, теплоснабжение, вода и услуги связи. По его словам, республике хватит 30 экспертов – они будут специализированными и станут обслуживать все регионы республики. Напомним, ранее сообщалось о том, что в результате проверки АЗК и генпрокуратуры выяснилось, что финансовые средства, полученные энергокомпаниями, пошли на выплаты дивидендов учредителям и проведение праздников.
По сути предлагается сделать контроль за монополистами многоуровневым. Сегодня монополистов регулярно шерстят специалисты АЗК и прокуроры, если идея пройдет, то к ним прибавится еще и общественная организация.
Кстати, предложение г-на Пурица – это лишь продолжение темы, которую в начале февраля затронул глава Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) Мурат Оспанов. Тогда он предложил финансировать общественные организации за счет государства для защиты прав потребителей. По его словам, финансирование будет зависеть от опыта общественников: количества взысканных компенсаций, проведенной работы по защите потребителей. Мурат Оспанов отметил, что принимаемые меры по защите прав потребителей недостаточны, заявив, что реальная защита интересов потребителей может быть обеспечена только при эффективном взаимодействии всех органов государственного контроля.
Так, к примеру, депутат Светлана Романовская предложила первые три года финансировать работу экспертного совета за счет государства, затем за счет членских взносов.
Президент ОО «Казпотребнадзор» Даурен Кайсаров считает, что 30 экспертов республике не хватит, и предложил создать специализированный портал, на который регулярно будут поступать отчеты монополистов о своей деятельности.
Советник председателя АРЕМ Лилия Рогозян сообщила о том, что на портале АРЕМ в июне следующего года появятся отчеты монополистов по исполнению инвестиционных программ.
Что бы там ни говорили, но сразу же надо уяснить следующее: финансировать экспертный совет со стороны монополистов или государства вообще нельзя. Тем самым изначально закладывается критерий субъективности. Вряд ли совет будет объективным, если его члены будут получать зарплату от монополистов или государства, что практически одно и то же.
Во всей этой истории по усилению контроля над монополистами забавляет следующее: это ж как не доверяют госорганам, что предлагают создать еще и общественную организацию, которая будет дублировать работу АЗК и генпрокуратуры.
А между тем и АЗК, и генпрокуратура работают, недостатки выявляют, штрафы накладывают, санкции применяют. Но есть одна незадача: что бы они ни предпринимали, монополисты что хотят, то и творят.
А причин для недовольства более чем достаточно. Как только происходит очередное повышение тарифов, специалисты АРЕМ сразу же начинают объяснять, почему это происходит. Так, в середине января директор департамента АРЕМ по Южно-Казахстанской области (ЮКО) Нурмахан Жолдасов пояснил, что «область получает электроэнергию из нескольких источников – Экибастуза, Жамбыла, «Энергоцентра-3», Шардары. «У Экибастуза ежегодно повышается стоимость киловатт/часа в среднем на 1 тенге. Если в 2009-м было 3,60 тенге, то в 2013 – 7,30. В Жамбыле отпускаемая для ЮКО цена электроэнергии в 2009 году была 5,30 тенге, сегодня — 8,30. Даже у Шардары было 2,79 тенге, сейчас – 3,90. А плюс еще транспортировка. Потому и тарифы растут», – уточнил он.
Кстати, такая практика применяется давно, и не только в ЮКО.
Причем потребители никак не могут понять, какова процедура повышения тарифов у энергопроизводителей, каким образом формируется тариф на транспортировку и многое другое. Они только платят. При этом тарифы растут все зависимости от рыночной конъюнктуры: кризис – тарифы растут, кризис закончился – тарифы растут.
Даже если экспертный совет будет создан, то существовать он может исключительно на деньги потребителей. Если он будет финансироваться государством или монополистами, то однозначно эти расходы будут переложены на потребителей, и тарифы вновь вырастут. Зависимость от государства или монополистов никак не будет способствовать объективности. Значит, станет, как и АРЕМ, еще одним органом, который будет объяснять повышение тарифов без предоставления полной информации.
Если же он будет существовать на деньги потребителей, то объективность гарантирована. Вопрос в другом: как сделать так, чтобы расходы на содержание экспертного совета не очень заметно били по карманам потребителей.
Но в таком случае возникает другой вопрос: зачем нужен АРЕМ, если он занимается защитой монополистов, хотя должен заниматься как раз другим. И еще один: зачем прокурорам проверять монополистов, если этим будет заниматься экспертный совет? И самый главный: если по своему статусу экспертный совет общественный, значит, его решения не носят обязательного характера.
В любом случае, пока не найдены ответы на уже поставленные вопросы – никакой совет не сделает монополистов прозрачными, тарифы понятными, а потребителей – защищенными.