Разговоры о покупке активов компании возобновились.
В СМИ появилась информация о том, что швейцарская трейдинговая компания Glencore International AG может купить Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC) для того, чтобы получить доступ к активам компании в Демократической Республике Конго (ДРК). Одни источники утверждают, что Glencore намерен выкупить всю компанию ENRC, другие говорят только о возможном приобретении доли компании в Конго. В ENRC относительно запроса о возможности продажи компании нам ответили, что они не комментируют слухи на рынке.
Учитывая высокую долговую нагрузку ENRC, которая, по оценкам инвестиционного банка Halyk Finance, за первое полугодие 2012 года была равна $3,4 млрд, а за весь прошедший год, по информации аналитиков инвестиционного банка, составила $5 млрд-$5,5 млрд, информация о продаже компании не кажется просто слухами.
В целом продажа или совместное развитие медных активов в Африке с Glencore или с другим инвестором, по оценке Мариям Жумадил, аналитика компании инвестиционного банка Halyk Finance, будет положительным фактором для ENRC, так как это позволит разделить проектные риски и капитальные инвестиции. Потенциальный выкуп доли в компании третьей стороной или одним из существующих акционеров компании является еще одним давно обсуждаемым на рынке сценарием, при реализации которого, по словам аналитика Halyk Finance, инвесторы могут получить доходность до 50% к текущей цене.
Стоимость всей компании, по подсчетам Halyk Finance, составляет $9,7 млрд. Стоимость акционерного капитала компании, за вычетом долгов, равна $5,9 млрд. Соответственно Glencore может приобрести ENRC по бросовой цене – всего за $5,9 млрд. В своей оценке аналитики учитывают только два проекта в Африке, Frontier и Kolwezi, производство на которых начнется в 2013-2014 годах. Остальные активы компании в Африке и Бразилии не учтены в текущей оценке ввиду неопределенности по стратегии развития этих активов. Стоимость неучтенных активов в Африке на основе цены приобретения составляет приблизительно $1,5 млрд-$2 млрд, по расчетам г-жи Жумадил.
Однако вероятность продажи всех активов в Конго, по мнению аналитика Halyk Finance, небольшая, учитывая усилия и время, затраченные на консолидацию компанией всех активов в Африке. В 2010 году компания ENRC приобрела за $175 млн 50,5% акций Camrose Resources Limited (Camrose), активы которой представляют собой лицензии на разработку высококачественных месторождений меди и кобальта в ДРК. А в декабре 2012 года казахстанская металлургическая корпорация завершила приобретение 49,5% капитала Camrose через свою дочернюю компанию ENRC Congo BV. Общая сумма сделки составила $550 млн. Таким образом, Camrose стала на 100% дочерней структурой ENRC. Camrose – не единственный актив ENRC в Конго. В марте 2012 года казахстанская металлургическая корпорация закрыла сделку с компанией First Quantum Minerals Ltd (FQM) по покупке активов в ДРК, которая обошлась компании в $1,25 млрд. ENRC приобрела активы в проекте разработки хвостохранилищ медных и кобальтовых руд Kolwezi, а также медные шахты Frontier и Lonshi. Все они расположены в провинции Катанга.
Более вероятным, по мнению г-жи Жумадил, будет совместное развитие проектов с Glencore или с другим инвестором, или же продажа немедных активов в Африке.
Сегодня, по словам аналитика, активы ENRC в Конго могут представлять интерес для Glencore по двум причинам. В первую очередь активы ENRC в Африке расположены рядом с текущими медными активами Glencore и компания может реализовать операционные синергии путем объединения активов. Второй причиной такого интереса эксперт называет текущее положение ENRC. «Glencore сейчас может приобрести эти активы по привлекательной цене, учитывая высокую долговую нагрузку и отсутствие дополнительных средств для развития активов в Африке самостоятельно», – сообщила г-жа Жумадил.
Возможность выкупа Glencore активов ENRC обсуждается в прессе не первый год. Так, в 2010 году говорили о том, что швейцарский трейдер собирается выкупить у «Казахмыса» его долю в ENRC. А в 2011 году в отечественных СМИ появилась информация о том, что Айван Глайзенберг, глава Glencore, вел переговоры с акционерами ENRC. Г-н Глайзенберг со своей стороны официально заявил, что не ведет активных переговоров с владельцами евразийской корпорации, при этом заметив, что в будущем такая сделка может состояться, если будут соответствующие для этого условия.
В этом году разговоры о возможной покупке активов ENRC или компании целиком возобновились после начала оформления Glencore сделки по поглощению Xstrata, которое должно завершиться в марте текущего года. Стоимость сделки по разным источникам составляет от $33 млрд до $37 млрд. После завершения поглощения Xstrata по размеру Glencore станет четвертой в мире добывающей компанией.
Для покупки ENRC или ее доли в Конго руководству Glencore необходимо получить согласие основателей компании и одобрение Правительства Казахстана. Однако для компании Glencore это вряд ли послужит неким барьером на пути достижения цели, так как ее руководство обладает уникальным даром вести переговоры. Glencore, которая в то время называлась March Rich &Co, сотрудничала с Советским Союзом в период «холодной войны». Вероятно, что навыки не были растеряны, нынешний руководитель компании постигал основы ведения бизнеса у самого Марка Рича.