USD
446.49₸
-0.910
EUR
475.38₸
-2.170
RUB
4.79₸
+0.030
BRENT
87.39$
BTC
63991.10$
-116.100

Как перезапустить рекламный рынок Казахстана

Свое мнение о ситуации на рынке высказали представители агентства GForce/Grey Юлия Тушина и Евгений Костылев

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как перезапустить рекламный рынок Казахстана- Kapital.kz

Почему казахстанскому рекламному рынку требуется больше амбициозности, профессионализма и конкуренции. Об этом в беседе с корреспондентом Kapital.kz рассказали Юлия Тушина и Евгений Костылев. Наши спикеры представляют агентство GForce/Grey, которое было названо лучшим в Рейтинге Креативности и Мастерства Центральной Азии за 2022 год.

- В чем прикладная ценность Рейтинга Креативности и Мастерства Центральной Азии для рекламных агентств и их клиентов?

Юлия: В том же, в чем ценность любого рейтинга - банков, ресторанов или СМИ. Это «лакмусовая бумажка» как для самих компаний, так и для тех, кто пользуется их услугами. Для агентств это возможность взглянуть на себя со стороны и получить объективную оценку своей работы в течение года, чтобы при необходимости можно было внести коррективы. Также Рейтинг поднимает ценность агентства, в том числе финансовую, потому что является объективным доказательством, что у агентства есть креативные амбиции и профессиональные навыки, позволяющие выполнять работу выше среднего уровня рынка.

А для клиентов Рейтинг это наглядная демонстрация и объективная независимая оценка расстановки сил на рекламном рынке. При выборе партнера нельзя ориентироваться на мнение со стороны, оно всегда субъективно, степень креативных амбиций, требовательности, задач и возможностей - у всех разная. Плюс - это гарантия, что вы не получите «кота в мешке», выбирая партнеров по совету знакомых или через поиск в интернете.

Но, конечно, не всем это необходимо. Не всегда нужен креатив, в правильном его понимании, особенно системным международным клиентам, которые занимаются только адаптациями, даже без локализации. Если у заказчиков нет задач и амбиций делать высококачественную креативную работу - нет смысла смотреть на Рейтинг, можно наугад звать в тендер 10 агентств и выбирать того, кто дешевле. 

- Ваше агентство по итогам 2022 года признано №1 в Рейтинге Креативности и Мастерства Центральной Азии. Победу вам присудили за какой-то конкретный кейс/ролик или в совокупности за все работы года?

Юлия: В течение года агентства отправляют свои лучшие работы на международные рекламные фестивали, где они получают оценку независимого международного жюри. И если они выполнены на высоком креативном и исполнительском уровне, то заслуженно получают награды. За каждую награду начисляются баллы, их сумма в конце года и определяет место агентства в ежегодном Рейтинге.

А если говорить образно, то Рейтинг — это годовой чемпионат Центральной Азии по Креативности и Мастерству среди рекламных, digital, smm, брендинговых и всех остальных коммуникационных агентств, который ранжирует всех по актуальному уровню профессиональных навыков. Чем больше у агентства ярких, креативных, качественных работ появилось в этом году, чем больше наград оно за них получило, тем выше место в Рейтинге.

На фото: Юлия Тушина - Kapital.kz

На фото: Юлия Тушина

Евгений: В 2022 году мы получили 24 награды различного достоинства, от Шорт-листа до Золота на 4-х различных международных фестивалях маркетинга и рекламы, за 9 разных работ для пяти наших клиентов.

Но при этом я всегда подчеркиваю, что наша цель - не награды. Цель - сделать работу, достойную наград. И мы гордимся этими достижениями, потому что за каждой наградой стоит очень тяжелый труд всей команды агентства, и креаторов, и менеджеров. Любая фестивальная работа требует в разы больше усилий и времени как на придумывание, так и на производство, по сравнению с обычными проектами.

И еще важно отметить, что не только у нас больше всех наград, но и у наших клиентов. Потому что награды это в первую очередь - заслуга клиентов. Именно клиенты выбирают и утверждают фестивальные идеи, это они, а не мы, рискуют деньгами, своим маркетинговым бюджетом.

- На ваш взгляд, что можно и нужно сделать для улучшения положения рекламной индустрии в стране? Чего ей не хватает?

Евгений: Большая проблема индустрии - отсутствие креатива хорошего международного уровня. И объективное тому доказательство - в Рейтинге только 5 агентств, кому в прошлом году удалось получить награды на фестивалях дальнего зарубежья, где требовательность и конкуренция среди работ - очень высоки, значительно выше, чем у нашего любимого регионального Центральноазиатского фестиваля Red Jolbors. Это значит, что только 5 агентств во всей Центральной Азии умеют делать креатив на высоком международном уровне. И у этой проблемы совокупность причин:

1) Довольно традиционалистское и консервативное общество, для которого очень сложно что-то сделать out of the box, что оно поймет, примет - а мы создаем идеи для людей, а не для фестивалей. Реклама должна работать, это бизнес.

2) Бюджеты на рекламу в десятки и сотни раз меньше, чем на развитых рынках.

3) Отсутствие достаточной конкуренции среди рекламных специалистов, которых мало, а агентств – много. И потому нет необходимости напрягаться, развиваться и быть требовательным к своей работе, ты будешь востребован в любом случае.

4) Чрезвычайно малое количество амбициозных рекламных «фанатиков», кто не на словах, а на деле влюблен в рекламу и готов на все ради крутой идеи и классного проекта. А ведь именно фанатики двигают любую индустрию.

5) Должна быть критически большая масса амбициозных рекламных агентств, кому интересно делать креатив, нестандартную, нешаблонную рекламу, выигрывать с ней фестивали, но - ее нет. Много агентств не хотят напрягаться и выходить из зоны комфорта, а предпочитают спокойно и без напряга делать то, что уже сто раз делали. А многие клиенты продолжают эти шаблоны покупать, хотя платят за них как за «креативные разработки».

6) Недостаточно профессиональных, амбициозных маркетологов на стороне клиентов, кому на самом деле, а не на словах нужна креативная реклама и кто понимает, что креативность увеличивает эффективность и экономит маркетинговый и медийный бюджеты.

7) И еще отделы закупок, которые не всегда прислушиваются к маркетинговой команде, а сами не умеют оценивать идеи и стратегии, и потому часто закупают креатив по принципу закупки канцелярских товаров - кто предложил дешевле, тот и выиграл.

8) «Ценовые тендеры», когда в первую очередь смотрят на цену, а не на качество.

Все эти факторы являются причиной очень медленной эволюции развития коммуникационной индустрии. Но если бюджеты на рекламу невозможно изменить, ну какой смысл тратить на ролик 2-3 млн долларов, когда на нашем небольшом рынке ты никогда не отобьешь подобные инвестиции, то изменить все остальное - возможно, все в руках агентств и их клиентов.

На фото: Евгений Костылев - Kapital.kz

На фото: Евгений Костылев

- Вы сняли одни из самых дорогих рекламных роликов в Казахстане с участием Антонио Бандераса. Как удалось заполучить такую звезду?

Юлия: Кампания с Бандерасом до сих пор остается самой дорогой и одной из самых узнаваемых в истории рекламы Казахстана. Ну и одной из самых награждаемых в истории нашего агентства. Такие проекты остаются на память на всю жизнь. Инициатива кампании была от клиента - Kaspi не только самый большой и известный бренд в стране, но и самый креативный. Искали выходы на Бандераса со всех сторон, включая штаб-квартиру нашей сети Grey в Нью-Йорке. Вместо Антонио могла быть Моника Белуччи, мы даже писали для нее сценарии.

Евгений: Мы все боялись его приезда, потому что звезда мирового масштаба, какие «выкрутасы» могут у него быть - никто не знал. Но оказалось, что, во-первых, он просто красавчик, не только на экране, но и в жизни, фирменная осанка и мощная харизма сразу определяли его звездный статус. Во-вторых, он очень простой в общении, никакой «звездной болезни», даже к еде не было особых требований. Я потом сказал ему откровенно, что мы его очень боялись и не знали, чего ожидать. На что он мне ответил, что в их окружении не принято «звездить», они сами не любят «зазвездившихся». И вы знаете, мы снимали очень много звезд, и я заметил, что чем выше уровень звезды - тем проще человек, ему не надо ничего никому доказывать. Тот же Димаш или Геннадий Головкин - звезды мирового уровня, но очень простые в общении, никакой «звездности». Это только наши местные знаменитости, бывает, сильно страдают от звездной болезни.

Юлия: И как актер Бандерас был великолепен все 2 съемочных дня. На каждый дубль он сразу мог предложить несколько вариантов игры, и все они были «с первого раза». И съемка на самом деле была полудокументальной, клиенты Kaspi были реальными, его буквально «разрывали» на части, обнимали-целовали, одаривали подарками, вешали на шею черепашку (и это вошло в монтаж ролика), но Бандерас и глазом не повел, терпел и выполнял свою работу на все 100. Об этой кампании можно долго рассказывать.

-  Кто они - клиенты, о которых вы мечтаете?

Юлия: Самые лучшие клиенты - те, с которыми сложилась «химия» - вы говорите на «одном языке», имеете амбиции схожего масштаба, понимаете и уважаете друг друга. Именно такие клиенты у нас сейчас, но мы находимся в постоянном поиске клиентов-единомышленников, и это основополагающий принцип работы нашего new biz направления.

Евгений: Я всегда мечтаю о клиентах, с которыми еще не работал и которые являются историческими в мировых масштабах. Когда-то мечтал о Beeline, и у нас получилось его выиграть в тендере. До сих пор мечтаю о Coca-Сola и Snickers, но там, к моему личному сожалению, у брендов мировые контракты, по которым они могут работать только с агентствами другой рекламной сети.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.