Крестьяне, которые хотят заниматься
земледелием и животноводством, не могут получить бесплатную землю от
государства без знакомых и откатов. Об этом свидетельствуют
многочисленные жалобы в Национальную палату предпринимателей «Атамекен». Причинами тому стало
отсутствие в законодательстве четких норм и условий, регламентирующих
процедуру выделения земли, сообщает пресс-служба НПП.
По данным Нацпалаты, в Казахстане из 272,5 млн га земли 214 млн га – это сельскохозяйственные угодья. Имеется 184 млн га пастбищных угодий. В обороте находится 113 млн га земель сельхозназначения, в резерве – около 70 млн га.
Как рассказал заместитель директора департамента строительства и земельных отношений НПП «Атамекен» Ернур Абжан, для того, чтобы заняться сельским хозяйством в Казахстане, землю можно получить только в аренду посредством конкурсов. Если в конкурсе примут участие три человека, и у них будет одинаковое количество баллов, члены земельной комиссии сами решат, кому отдать землю. В правилах, регулирующих данный конкурс, есть пункт: «если два или три человека, участвовавшие в конкурсе, имеют одинаковый балл, то победитель определяется голосованием членов комиссии».
Другими словами, кто «понравится» комиссии, тому и достанется земля. Это, несомненно, создает условия для коррупционных правонарушении. В Казахстане очень много случаев, когда земельные участки выдают «своим».
«Например, аким села говорит: «Я хорошо знаю этого предпринимателя, он активный, давайте отдадим ему землю». И земля передается этому человеку. Кроме того, фермеры жалуются, что они не могут получить землю без знакомых. Сейчас помогаю с документами трем-четырем предпринимателям для участия в конкурсах на получение земли. Но при их обращении в акиматы районов им прямо говорят: «У земли есть хозяин, вы тратите время впустую, участвуя в конкурсах». Выходит, что конкурс проводится для «галочки», и победитель уже заранее определен», – отметил Ернур Абжан.
Специалист объясняет, что при участии в конкурсе на получение земли в соответствующих правилах утвержден только один критерий, по которому выставляются баллы. Все зависит от того, сколько в будущем бизнесмен готов вложить в освоение и развитие земли. По этому показателю выставляется балл. Засчитывается от одного до 20 баллов.
«Например, если участник конкурса указывал 31 тыс. тенге за один гектар пастбища, то ему ставят максимальные 20 баллов. Но документа, подтверждающего это, не требуется. Все прописывается только в бизнес-плане. Кто больше пообещал инвестиций, тот и получает землю. Члены комиссии отдают ее путем голосования. А далее, будут ли вложены указанные инвестиции – за этим никто не следит. Причина проста - в условиях конкурса нет четких сроков вложения средств», – рассказал Ернур Абжан.
Он добавляет, что «по такому «кривому» механизму отраслевого госоргана – министерства сельского хозяйства, который не предусматривает получение земли наиболее эффективными фермерами, ежегодно выдается порядка 3-5 млн га. А потом министерство сетует, что сельхозземли не используются». Для искоренения коррупции и совершенствования механизма конкурсов эксперты Нацпалаты внесли ряд предложений.
«Мы предложили Минсельхозу определить конечные сроки, чтобы обещанные инвестиции были вложены в землю, и победитель конкурса выполнил свое обязательство, за счет которого он и обошел других участников. То есть, как мы видим, условия проведения конкурса сейчас весьма «сырые», – пояснил Ернур Абжан.
Эксперты Нацпалаты отметили пробелы в законодательстве и озвучили конкретные предложения. Кроме того, они вынесли вопрос на рассмотрение Правительственной комиссии по проблемным вопросам бизнеса и на заседание Рабочей группы, созданной по поручению президента. Эксперты Нацпалаты предложили внести в правила конкурса те критерии, которые определены Земельным кодексом.
«В статье 43-1 Земельного кодекса прописаны условия предоставления земель сельскохозяйственного назначения. Помимо планируемых инвестиций при предоставлении земли, должно учитываться, какие агротехнологии будут применять, имеется ли сельхозтехника, специалисты, скот и другие критерии. Минсельхоз ввел все это в правила конкурсов, но за эти критерии баллы не предусмотрел. Баллы предусмотрены только за планируемый объем инвестиций фермера. Тогда суть остальных требований по критериям была сведена к нулю. Мы все это донесли до госоргана, какие нужны изменения фермерам в правилах конкурсов», – сказал Ернур Абжан.
По вопросам, которые ранее «игнорировались» госорганом, сейчас есть продвижение. Минсельхоз приступил к изменению правил конкурсов.
«На прошлой неделе МСХ направил в «Атамекен» на согласование изменения правил конкурсов. За планируемый объем инвестиций число баллов было снижено с 20 до 5. По одной заявке в конкурсе максимально можно набрать 29 баллов. Озвученные нами предложения и замечания включили в новый проект правил. Но, к сожалению, не все. Так что есть еще пробелы. Например, мы указывали на необходимость определения конечного срока инвестирования – сколько лет они будут осваивать свои финансы. Эти и другие требования в правила не включены», – сказал специалист.
Эксперты Нацпалаты продолжат работы в данном направлении, конечной целью будет автоматизация процесса предоставления сельхозземли. Это исключит человеческий фактор и устранит коррупционные риски.
Читайте также
Также прописать ответственность, считают в Нацпалате, необходимо за отсутствие в свободном доступе генеральных планов