KPMG Caucasus and Central Asia совместно с Ассоциацией комплаенс и деловой этики Казахстана представили четвертое регулярное исследование, посвященное приоритетам развития функции комплаенс в 2022 году. Как и в 2020 году исследование включает вопросы по организации деятельности комплаенс-функции, рассказывает ее целях и задачах.
Исследование охватывает регион Центральной Азии и стран Кавказа (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Грузия, Армения), опрос был проведен среди руководителей направлений: комплаенс, юридических и финансовых подразделений, а также департаментов внутреннего аудита/контроля и безопасности. Всего в исследовании приняли участие 722 респондента.
Комплаенс на службе у бизнеса
Понятие комплаенс появилось в каспийском регионе в начале 2000-х, и в первую очередь управлением рисками заинтересовались банки. Немногим позже наличие комплаенса стало необходимостью и для компаний из других секторов. А в 2020 году президент Казахстана подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия коррупции», в котором основной упор был сделан на поправки в области создания комплаенс-служб в субъектах квазигосударственного сектора. И по данным Агентства по противодействию коррупции на сегодняшний день более 6 тыс. субъектов квазигосударственного и частного сектора РК внедрили комплаенс-службы.
Сегодня деятельность комплаенс-служб направлена на предупреждение бизнес-рисков, разрешение проблемных вопросов и контроль за соблюдением законодательных и этических норм. В рамках общемировой практики наличие системы комплаенса является показателем ответственной и прозрачной деятельности компании. Это положительно сказывается в том числе на репутации предприятия, а также может выступить преимуществом для участия в ESG-рейтингах.
Причем наличие функции не определяется лишь уровнем компании. Западная практика демонстрирует, что даже небольшие предприятия заботятся о предотвращении возможных бизнес-рисков и предлагают проактивные решения проблемных вопросов.
Как бизнес организует функцию комплаенс
На сегодняшний день у большей части опрошенных функция комплаенс возложена на одного сотрудника. Реже департамент состоит из 2-5 человек (19%), а более 10 сотрудников трудится в компаниях лишь у 14% опрошенных. При этом количество сотрудников комплаенс-функции в компаниях слабо коррелирует с объемом их годовой выручки и со штатной численностью.
Сумма бюджетов, выделяемых бизнесом на функцию комплаенс не превышает 15000$, у большей части опрошенных бюджет составил 7000$. Это свидетельствует о том, что основная часть бюджета у большинства респондентов предусмотрена исключительно под фонд оплаты труда.
При этом комплаенс системы по-прежнему находятся в фокусе внимания правоохранительных органов, а следовательно ее эффективная организация включена в повестку дня у руководства компаний. Подача комплаенс отчетности чаще всего производится ежеквартально Совету директоров. А периодичность составления отчета по оценке комплаенс-рисков у большинства респондентов - один раз в год.
Помимо прочего за время, прошедшее с предыдущего исследования KPMG, международные организации в разных странах выпустили рекомендации по организации комплаенс-функции в компаниях. Как правило, регуляторы ожидают, что комплаенс-функция включает в себя как минимум следующие элементы: комплаенс-обязательства руководства и «тон сверху», оценка рисков, информирование и обучение, контроль и мониторинг.
Что сегодня в фокусе у комплаенс-служб
Топ-5 актуальных рисков на повестке комплаенс-служб в регионе сегодня это:
— коррупционные риски;
— соблюдение норм деловой этики;
— соблюдение прав человека на рабочем месте;
— обеспечение конфиденциальности информации и защита персональных данных;
— риски, связанные с обеспечением промышленной безопасности и охраны труда.
Помимо прочего, в фокусе ряд рисков, связанных с отмыванием денежных средств, недопущению раскрытия инсадерской информации, экологические риски и др.
При этом можно проследить прямую зависимость между приоритизацией областей комплаенс и величиной санкций, а также репутационных и договорных последствий за нарушения.
Потенциальных или действующих деловых партнеров проверяют на: соответствие требованиям налоговых органов (проявление должной осмотрительности), требованиям иностранного и локального антикоррупционного законодательства, на мошеннический характер деятельности, также применяется санкционный комплаенс.
При этом 6% опрошенных отметили, что как минимум один раз сталкивались с претензиями налоговых органов по причине осуществления хозяйственных операций с неблагонадежными контрагентами.
Источниками информации для получения сведений о потенциальном поставщике чаще всего являются: официальные корпоративные источники, СМИ, коммерческие базы данных, архивы исполнительных производств и судебных дел.
Респонденты также отметили, что для улучшения процессов проверки поставщиков следует использовать большее количество источников информации, внедрить автоматизацию, расширить штат сотрудников, внедрить риск-ориентированный подход в проверке контрагентов и проводить сплошную проверку контрагентов.
Помимо проверок контрагентов, на функцию комплаенс возложена ответственность за мониторинг возможных нарушений и внутри компании. Для этих целей разрабатывается и внедряется ряд документов: кодекс, политики и положения, а также задействуется ряд инструментов.
Инструментарий в вопросах комплаенс
Прямые обращения. Наиболее популярными способами для выявления нарушений являются: горячая линия и внутренние аудиторские проверки. При этом, несмотря на растущую тенденцию по автоматизации - самыми распространенными каналами горячей линии остаются телефонный номер (у 42% респондентов) и электронная почта (у 36% респондентов).
В основном горячая линия организуется внутренними силами компании, реже силами материнской компании или аутсорсинга. О ее наличии заинтересованные лица могут узнать на официальном сайте компании, плакатах, тренингах, из корпоративных рассылок, обращений руководства. Некоторые респонденты (2%) готовы материально поощрять за подачу обращения. И по оценкам опрошенных большая часть поступивших обращений являются релевантными.
Мониторинг и контроль рисковых транзакций. Чаще всего комплаенс-подразделение запрашивает необходимую информацию у ответственных сотрудников для проведения мониторинга, постоянного доступа к соответствующим учетным системам у комплаенс-подразделения нет (29%). В некоторых случаях (11%) У комплаенс подразделения есть доступ и возможность выгрузки данных из соответствующих систем. У наименьшего количества респондентов (4%) реализована функция автоматизированного выявления рисковых операций.
Оповещения о рисковых операциях в большинстве случаев поступают в виде обращений сотрудников или автоматически формируются и поступают на электронный адрес.
Перспективы развития функции комплаенс
Респонденты выделили основные элементы, которых не хватает комплаенс-функции в 2022 году, компании планируют покрывать данные потребности. В основном речь идет о кадровом дефиците, оплате труда и профессиональном обучении.
Бизнес вторит сегодняшним запросам, понимая, что функция оценки рисков в текущих реалиях очень важна в работе. Компании планируют и дальше повышать профессиональный уровень сотрудников, развивать их коммуникативные навыки для формирования правильного понимания роли и задач функции внутри компаний и внедрять автоматизированные системы. Так называемый Compliance tech (автоматизация систем) становится отдельным направлением, требующим от специалистов новых знаний и навыков для понимания и применения его возможностей. Это все в перспективе может дать начало новому направлению в области обучения.
На сегодняшний день практика внедрения комплаенс-систем развивается поступательными темпами. Результаты исследований, которые были проведены KPMG за последние несколько лет показывают, что комплаенс-функция непрерывно развивалась и прошла свой путь эволюции. Компании все чаще создают отдельные комплаенс подразделения, активнее применяют санкции за нарушение антикоррупционных положений в договорах, большее количество компаний внедряют горячую линию. В прогнозах дальнейшее развитие практики за счет автоматизации инструментария и повышения профессионального уровня сотрудников. Все это в перспективе может сыграть качественную вспомогательную роль в принятии управленческих решений.
Авторы исследования:
— Габит Мусрепов, Партнер консалтинговой практики, KPMG Caucasus and Central Asia;
— Алена Дюсембаева, Заместитель директора консалтинговой практики, KPMG Caucasus and Central Asia;
— Кымбат Сулейменова, Старший менеджер консалтинговой практики, KPMG Caucasus and Central Asia
Со-автор исследования: Ассоциация комплаенс и деловой этики Казахстана
Ссылка на исследование: Compliance-survey.pdf (assets.kpmg)