USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
74.14$
+0.040
BTC
97872.50$
+3623.800

НПП против штрафов бизнеса за отказ разбираться с потребителем вне суда

Норма предусматривает лишь одностороннюю ответственность предпринимателя, заявили в Нацпалате

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: atameken.kz.

Фото: atameken.kz.

Предпринимателей хотят обязать выплачивать штрафы, если бизнесмен и потребитель, в лице общественного объединения потребителей (ОЗПП), не устранили нарушение в досудебном порядке. Эксперты НПП «Атамекен» дали отрицательное заключение по данному вопросу, несмотря на это, госорганы на прошедшем заседании МВК под председательством Ерулана Жамаубаева проголосовали за изменения, сообщает atameken.kz.

Норму предлагает Министерство торговли и интеграции РК. По словам экспертов Национальной палаты, данная норма была упразднена в 2010 году, и по прошествии 12 лет госорган хочет ее вернуть, что говорит о непоследовательности и необдуманности принятия решении со стороны ведомства.

«Суть поправки в том, что если продавец откажется добровольно устранить нарушение прав потребителя и возместить причиненные ему убытки, а суд удовлетворит иск общественного объединения потребителей, то с продавца в пользу данного объединения взыщут штраф в размере от 10 до 50% от удовлетворенной части иска имущественного характера или от 5-50 МРП за иск неимущественного характера», - пояснили в Национальной палате предпринимателей.

По словам управляющего директора департамента торговли НПП «Атамекен» Асета Айтбаева, предложенные нормы не несут положительных изменений и не решают проблему защиты прав потребителей, поскольку снижения количества жалоб не будет.

«Нет исчерпывающего перечня критериев «добросовестности» или «недобросовестности» - в связи с чем норма является коррупционной, поскольку любое общественное объединение может принимать решение по своему внутреннему убеждению или исходя из своих предпочтений. Рассматривается лишь односторонняя ответственность предпринимателя. Если потребитель был не прав, предъявил необоснованные требования, оклеветал производителя или продавца продукции – никаких мер ответственности поправкой не предусмотрено», – сообщает Асет Айтбаев.

Поправка увеличивает срок рассмотрения жалобы, так как сначала проблема будет обсуждаться общественным объединением, после, при необходимости, судебными органами. Многим субъектам будет проще «договориться» на месте, отметили в НПП. 

Предприниматели также единогласно выступили против нормы. По данным экспертов, добросовестный предприниматель не всегда может доказать свою невиновность. В ходе общественных обсуждений одной из участниц приведен пример о том, что предпринимателя обвинили в продаже некачественного йогурта из-за отравления покупателя, однако при выяснении обстоятельств стало понятно, что истец подал аналогичные жалобы еще на 11 магазинов. Кроме того, доказать факт, что отравление произошло не по вине самого потребителя, а из-за неправильного хранения продукции или иных обстоятельств, доказать на практике сложно, а зачастую просто невозможно, подчеркнули в Нацпалате. 

По итогам обсуждений сформирована позиция о нецелесообразности введения данной нормы. ОЮЛ «Ассоциация общественного питания Республики Казахстан» проведен альтернативный АРВ.

«Результаты анализа регуляторного воздействия показали, что эффективнее и целесообразнее сохранить текущее регулирование, поскольку предлагаемые изменения влекут за собой массу негативных факторов, а прежде всего запрос необоснованного финансирования ОЗПП за счет средств предпринимательского сообщества. Тогда как обозначенная проблема при таком регулировании абсолютно не решается», – отметили в НПП.

В свою очередь бизнес-сообщество совместно с «Атамекеном» внесли предложения по введению регуляторного инструмента/требования:

Сохранение действующего регулирования, которое в полной мере способно урегулировать возникающие разногласия. Пункт 2 статьи 42-4 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей»: продавец (изготовитель, исполнитель) обязан рассмотреть претензию потребителя и в случае несогласия с требованиями потребителя в течение десяти календарных дней со дня получения претензии потребителя представить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально. Копии этих документов должны прилагаться к ответу продавца (изготовителя, исполнителя) потребителю.

Несмотря на несогласие экспертов Нацпалаты и предпринимателей с нормой, представители госорганов поддержали внесение изменений на заседании МВК, подытожили в палате предпринимателей.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.