В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» считают, что действующий механизм министерства торговли и интеграции
по регулированию цен на социально значимые продукты питания ставит бизнесменов в тупик. Эксперты НПП «Атамекен» подготовили анализ
данного вопроса, сообщает пресс-служба палаты.
Товар, полученный от производителя за 200 тенге, подчеркивают в Национальной палате, не должен поступать в реализацию по 230 тенге. В реальности до приезда в магазин стоимость товара часто может превышать предельные 230 тенге. Таким образом, возникает вопрос: как продавец сможет продать товар дешевле, чем утвержденная цена?
Как устанавливаются цены на социально значимые продукты питания.
В перечне социально значимых продовольственных товаров 19 видов продукции. Это: мука, хлеб, макороны, яйца, гречка, рис, сахар, подсолнечное и сливочное масло, мясо (говядина, курица), молочные продукты (молоко, кефир, творог), овощи (картофель, морковь, лук, капуста) и соль. Законом «О регулировании торговой деятельности» (ст. 9) размер предельной торговой надбавки на товары установлен на уровне не более 15% цены производителя или цены оптового поставщика, указанной в договоре поставки. То есть цена продавца от цены производителя не должна отличаться на 15%. Это требование утверждено министерством торговли и интеграции, пояснили в НПП.
Национальная палата предпринимателей «Атамекен» не поддерживает такую систему регулирования цен на социально значимые продукты питания и отмечает, что местными исполнительными органами цена поставщика не учитывается.
Однако сегодня, акиматы, нарушая статьи 9 Закона «О регулировании торговой деятельности», устанавливают максимально допустимые розничные цены на социально значимые товары без учета цен поставщика.
Последствия:
На прилавках растет количество низкокачественных, недорогих товаров. Из-за такого требования на торговые прилавки попадают дешевые социальные товары (например, дешевое подсолнечное масло). При этом экономически нецелесообразными остаются производство и реализация более дорогих и качественных социально значимых продуктов питания.
Потеря доступа к рынку. При установлении предельно допустимой розничной цены на яйца производители экологически чистой продукции теряют доступ к рынку. В первую очередь, к торговым сетям. Возникает риск перехода на нерегулируемые рынки сбыта социально значимых продуктов питания.
Дополнительные расходы должны быть учтены. Если производители социально значимых продовольственных товаров используют на производстве инновационные подходы, а также в целях повышения качества производимого товара, развития собственного бизнеса привлекают дополнительные ресурсы, направленные на модернизацию производства, обучение персонала, то реализация товаров по ценам, утвержденным правительством, невозможна с учетом средств, затраченных на модернизацию производства. Соответственно, тормозит развитие сферы консультирования.
При регулировании цен на такие товары следует учитывать цены и тарифы на горюче-смазочные материалы, воду, тепловую энергию, транспортировку и другие. Эти издержки могут стать реальной причиной удорожания товара. В частности, в 2018-2022 гг. за январский период цены на дизельное топливо выросли на 22,2% (данные ИАС «Талдау»).
Необходимо учитывать, что Казахстан является членом Всемирной торговой организации, ЕАЭС и других международных организаций, на постоянной основе интегрируется в международную торговлю. Соответственно, внутреннее ценообразование действует «в соответствии» с мировыми ценами на продовольственные товары.
Предложения Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».
Нацпалата считает неэффективной существующую систему регулирования социально значимых продуктов питания. В НПП отмечают, что такое регулирование ценообразования на социально чувствительную группу товаров имеет и другие негативные экономические последствия для развития предпринимательства. Чтобы сохранить доступность этих товаров и сдержать цены, предлагается: