Услуги являются наиболее быстрорастущим сектором международной торговли и основным приоритетом внешнеэкономической деятельности развитых и развивающихся стран. Такой тренд развития подхватил и Казахстан. Согласно статистическим данным, международная торговля услугами растет на 60% быстрее, чем торговля товарами, создавая значительно больше экономической ценности, чем отражает официальная статистика. А телеком-услуги, ИТ- и бизнес-услуги растут в два-три раза быстрее традиционных.
QazTrade, как оператор государственной поддержки экспорта, запустил Программу экспортной акселерации для развития казахстанского несырьевого сектора, включая вывод услуг на зарубежные рынки. В конце апреля 2022 года завершился отбор казахстанских компаний для участия в программе, по результатам которого 190 производителей товаров и услуг получат полное сопровождение и консультационную поддержку при выходе на зарубежные рынки.
Одной из участниц программы стала компания DreamLight, занимающаяся 3D-моделированием, разработкой образовательных систем, а также проектами в индустрии развлечений и машиностроении. Компания уже имеет достаточно широкую международную географию продаж в России, Кыргызстане, Азербайджане, Испании, Канаде и др. Мы решили поговорить с Владимиром Бариновым, руководителем группы компаний, куда также входит и DreamLight, о том, что компания ожидает получить от участия в программе и перспективах развития экспорта казахстанских услуг.
- Владимир, расскажите, пожалуйста, о вашей компании и ее разработках.
- Изначально мы занимались созданием 3D-рекламы и интерактивных систем для сферы развлечений, таких как спецэффекты для кино. Самое интересное началось в 2008 году, когда мы сделали первый образовательный продукт. После этого пришло понимание, что мы хотим делать собственный продукт, а не просто проектную работу. Так появились медицинская платформа AcademiX3D, интерактивное 3D-приложение о заболеваниях, а также Pathology3D, 3D-тренажер для изучения общей и специальной патологической анатомии.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем экспортном опыте. С чем пришлось столкнуться и чего смогла достичь компания?
- Выход на экспорт у нас проходил в три волны. Первая волна была еще до 1999 года, когда мы попробовали выйти на новые рынки. Думали, что если в Казахстане покупают наши продукты, то и в США обязательно купят. Нам, честно говоря, «поломали ноги» в тот момент, потому что рынок СНГ был практически неконкурентен, а на рынке США уже были подобные продукты лучше по качеству. Нам было больно осознавать, что мы не так хороши, как думаем. Многие стартапы часто заблуждаются, считая, что их продукт уникальный из-за отсутствия анализа конкурентов. Сейчас же мы делаем глубокий анализ рынка для избежания прошлых неудач. Во время второй волны мы напоролись на еще одну проблему экспорта из Казахстана — репутационную. Казахстан еще не так известен на мировом рынке, в связи с чем у зарубежных покупателей есть предубеждения по отношению к казахстанскому ИТ. Когда люди слышали, что наши интерактивные медицинские приложения имеют казахстанские корни, интерес со стороны партнеров угасал. Поэтому решили открывать свои представительства в зарубежных странах и сотрудничать с дистрибьюторами. Но наш центр разработки находится в Казахстане. Еще хотелось бы отметить, что важно выстраивать индивидуальную стратегию продвижения для каждого отдельного продукта и рынка в зависимости от задач, которые стоят перед компанией.
- Как, в общем, обстоят дела с выходом казахстанских поставщиков услуг на зарубежные рынки? Пользуются ли услуги спросом?
- В Казахстане хорошо развита 3D-графика, но все равно, учитывая глобализацию этого рынка, где есть Индия и Китай с демпинговой ценой, тяжело проходить по этому показателю. Поэтому надо стараться делать уникальные вещи и контент, чтобы уйти от конкурентов. Но в целом в ИТ есть место для всех из-за повышенного спроса. Главное понимать, чем вы отличаетесь от конкурентов. Хотелось бы отметить, что Казахстан удобная юрисдикция для ведения глобального бизнеса. Мы про это часто говорим и пытаемся обратить всяческое внимание.
- Какие тренды вы наблюдаете на международном рынке услуг?
- Очевидный тренд — это глобализация. Многие сотрудники, будучи резидентами Казахстана и выплачивая налоги в РК, имеют возможность работать в любой точке мира. Другой тренд — рост конкуренции на рынке услуг: хорошо развивается аутсорс, ведь интернет есть почти у всех.
- Почему вы решили участвовать в Программе экспортной акселерации и что ожидаете получить?
- Так как мы работаем в основном с B2B/B2G, зачастую сложно представить себя на новом рынке, несмотря на достаточно богатый экспортный опыт компании. Хорошо, когда существуют механизмы, которые помогают представить тебя партнерам. Подобный теплый первый контакт значительно упрощает дальнейшую работу. Так, покупатели, видя, что мы приходим от Qaztrade, уже знают, что технически у нас нормальный проверенный продукт.
Вторая причина нашего участия — стремление сделать Казахстан лучше. Не всегда государственные органы, реализующие акселерацию, понимают предметную область. Мы же хотим со своей стороны, приняв участие, понять сильные и слабые стороны программы, чтобы в дальнейшем в интерактивном формате подсказывать наиболее эффективные инструменты продвижения казахстанских компаний.
- На что вы бы посоветовали обратить внимание начинающим компаниям, которые только планируют выходить на международный рынок?
- Как мы видим из опыта, у молодых специалистов нет понимания, как делать продукты. Часто казахстанские разработки возникают из стремлений, чаяний и надежд основателей. И вроде бы они даже знают продуктовую составляющую. Однако напрочь игнорируют маркетинг и проблемы пользователей. Это, я бы сказал, даже мировая проблема. О продукте надо заявить, поделить по сегментам и так далее. Совет один и тот же: учитесь ошибаться, пользуйтесь всеми доступными возможностями, участвуйте в акселерационных программах, которые помогут научить молодые компании выстраивать свой бизнес.