По данным Агентства по противодействию коррупции, более 6 тыс. субъектов квазигосударственного и частного сектора РК внедрили комплаенс-службы. Такие данные прозвучали в ходе национальной конференции «Повышение деловой добропорядочности в бизнес секторе Казахстана», которая прошла в Нур-Султане, сообщает Центр исследования правовой политики.
Цель комплаенс-службы – проведение проверки на соответствие международному законодательству, мониторинг и анализ. Между тем и. о. директора Центра исследования правовой политики Татьяна Зинович считает, что во многих случаях комплаенс-службы работают формально.
Читайте также
Треть из них пришлась на получение взятки
«Мы видим, что антикоррупционные программы и политики приняты, но не видно работы антикоррупционных комплаенс-служб – обучения, оценки рисков, опросов сотрудников, мониторинга, управления конфликтами интересов и защиты сотрудников, которые раскрывают информацию о фактах коррупции внутри организации. Также руководители не проявляют своих лидерских качеств и практически не оказывают никакой видимой поддержки в проведении мер предупреждения коррупции в организации», - сказала Татьяна Зинович.
По ее словам, работа антикоррупционных комплаенс-служб улучшается после случаев коррупции, публичной критики или аудиторских отчетов.
«То есть факты коррупции являются драйвером для работы комплаенс-служб. Это понятно, но это неправильный вектор, поскольку работа комплаенса состоит в предотвращении как раз таки случаев коррупции. А это возможно только при системной и регулярной работе», – полагает Татьяна Зинович.
Читайте также
Давления на ответственный, честный бизнес быть не должно, предупредил глава РК
В свою очередь заместитель директора Департамента правовой защиты предпринимателей НПП «Атамекен» Батыржан Ашитов поделился итогами ежегодного социологического исследования в сфере бизнеса. По его данным, в 55% случаев представитель государства выступает инициатором коррупции, что выше, чем в 2019 и в 2020 годах. Предприниматель – в 20% случаях, что на порядок ниже, чем в прошлые два года.
«Предприниматели - это один из сегментов нашего общества, где все происходящие события и тенденции оказывают влияние на бизнес. Если чиновник нарушает закон, то он обязательно втягивает в этот процесс и бизнесмена. Предприниматели прямо зависят от своего главного партнера – государства. Если государство будет играть по правилам, то и бизнес не будет блефовать», – отметил Батыржан Ашитов.
Также на конференции были обсуждены предложения по улучшению законодательства по антикоррупционному комплаенсу и перспективы развития функции комплаенса в бизнес-секторе.
Читайте также
Как операторы мешают развитию здоровой конкуренции