По мнению главы холдинга Raimbek Group Раимбека Баталова, который 18 февраля был избран главой президиума НПП «Атамекен», работу палаты необходимо кардинально трансформировать. Он предлагает не только сделать еще больший упор на развитие МСБ, но и пересмотреть систему выборности делегатов, сократить состав президиума. О том, какие еще изменения предлагаются, Раимбек Баталов рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
- Раимбек Анварович, почему вы согласились возглавить президиум НПП «Атамекен»?
- Как вы знаете, я стоял у истоков создания палаты, в то время возглавлял Форум предпринимателей Казахстана. НПП «Атамекен» была более-менее системной площадкой, которая представляла интересы МСБ. На сегодняшний день ее значимость выросла, палата стала уже реальной диалоговой площадкой, которая регулируется на законодательном уровне. Палата является достаточно серьезным инструментом, с помощью которого можно действительно помогать бизнесу решать его проблемы, создавать правильные условия для него, улучшать инвестиционный страновой и региональный климат. Уверен, что потенциал у НПП «Атамекен» огромный.
- Когда именно вы приняли решение выдвинуть свою кандидатуру в качестве председателя президиума палаты?
- Когда Тимур Аскарович Кулибаев ушел с поста председателя президиума палаты, и в целом после трагических январских событий в Алматы, в западных регионах в палате стал обсуждаться вопрос реформирования НПП. И у меня была очень активная позиция в этом вопросе – мы совместно с отраслевыми ассоциациями организовали пресс-конференцию, где были обозначены предложения по трансформации работы НПП. Некоторые из этих инициатив не вошли в предложения рабочей группы палаты. Все-таки у нас сформировалось свое мнение, как именно необходимо изменить работу НПП «Атамекен». Наши предложения включали три блока вопросов. Один из блоков был связан с концептуальными вещами. То есть мы задались вопросом, что должна из себя представлять палата? Это все-таки цепочка: «сильная палата и отраслевые ассоциации, отраслевые и региональные союзы» или «сильные союзы, сильные ассоциации – сильная палата».
Также нужно решить вопрос с обязательными членскими взносами, куда компаниям их необходимо вносить: в палату или в отраслевые ассоциации? Перед нами стоял еще один вопрос – как формируется состав палаты, насколько этот процесс является прозрачным, соответствует законодательству. Поэтому важно, чтобы система выборности делегатов палаты была прозрачной, чтобы система делегирования полномочий стала демократичной, происходила ротация кадров. То есть это вопрос правильной демократии. Съезд НПП «Атамекен» показал, что в первую очередь без демократии у нас уже ничего не получится, то есть не получится эффективно выстроить работу палаты.
- Сколько поступило предложений от бизнеса по изменению работы палаты?
- Их было более 100.
- Есть ли у вас планы сократить количество членов президиума?
- Конечно, это просто необходимо. Мы хотим вынести это предложение на нашем следующем съезде. В настоящее время президиум состоит из 51 человека, мы же предлагаем снизить этот показатель до 17. Ведь текущий состав президиума из 51 человека является нерабочим механизмом — думаю, что все это понимают. Чтобы реализовать инициативу по сжатию состава президиума, необходимо внести изменения в Закон «О Национальной палате предпринимателей РК» и в устав палаты. Эти документы устарели, они требуют серьезной доработки.
Еще одно из моих предложений — в палате можно внедрить корпоративную форму управления, такую стратегию практикую также в своей компании. Поэтому у меня есть понимание, как реализовать такого рода проект.
Также одна из идей, которую планируем обсудить, - переименование президиума в совет. Ведь по сути президиум является неким советом директоров, название «президиум» уже архаизм, оно устарело.
- На чем будет сконцентрирована работа палаты?
- Основной ее фокус планируется направить на развитие микро, малого и среднего бизнеса. На стимулирование этого сектора, предполагаю, можно направить 50% ресурсов НПП «Атамекен». Знаете, я хорошо понимаю проблемы микро, малого и среднего предпринимательства, потому что мой бизнес связан с взаимодействием с этим сектором, моя работа в Форуме предпринимателей Казахстана.
Около 40% ресурсов палаты можно направить на решение отраслевых вопросов. Ведь развитие отраслей — это диверсификация экономики Казахстана. Об этом, если помните, неоднократно упоминал наш президент Касым-Жомарт Токаев, говоря о новой экономической политике страны. К сожалению, за 30 лет той диверсификации, которой нам хотелось достичь, мы так и не достигли.
На вопросы, связанные с макроэкономикой, налоговым законодательством, госпрограммами, мы планируем направить около 10% ресурсов палаты.
- А как же быть с крупным бизнесом?
- Крупный бизнес, считаю, что сам по себе самодостаточный. Но тем не менее, конечно, важно соблюдать баланс интересов микро, малого, среднего и крупного бизнеса в НПП.
- Как можно достичь этого баланса и избежать конфликта интересов между МСБ и крупным бизнесом?
- Для баланса мы хотим инициировать такой критерий, чтобы при обсуждении, внедрении какого-то норматива в законодательстве палата проводила два анализа регуляторного воздействия этой нормы на отрасль, бизнес. Или же можно в таком анализе сделать два заключения: в первом будет указано, как обсуждаемая норма влияет на микро, малый, средний бизнес, во втором — на крупный бизнес. Поэтому мы будем добиваться внесения изменения в Закон «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан».
- На недавней конференции отраслевые ассоциации высказывали мнение, что решения НПП носят рекомендательный характер. Поэтому многие решения палаты не в полной мере учитывают позицию бизнеса при принятии нормативных правовых актов. Как можно сделать так, чтобы рекомендации палаты имели больший вес?
- Палата в любом случае является консультативно-совещательным органом, и мы не можем принимать решения вне нашей ответственности. Самое главное, чтобы после принятия тех или иных решений и предприниматели, и госорганы несли ответственность за них. Объясню: зачастую после того, как бизнесмены готовят, например, предложения в программу развития животноводства и отправляют их в госорганы, они не принимаются. То есть получается, что предложения предпринимателей либо не учитываются вообще, либо учитываются не в полной мере. Хотя все доводы бизнес-сообщества обычно аргументированы. В итоге программа по развитию животноводства оказывается, увы, неэффективной.
Еще один момент, который нам бы хотелось исправить, - искаженные официальные статистические данные. Если у нас будет достоверная статистическая информация, то и предприниматели, и госорганы могли бы одинаково мониторить, оценивать выполнение тех или иных госпрограмм, инициатив. Так мы можем понять, какие предложения были правильными, а какие нет.
Вообще, с моей точки зрения, все госпрограммы для бизнеса, экономики должны выполнять две основные задачи. Первая — это улучшение инвестиционного климата в той или иной отрасли или того или иного региона. Вторая — снижение инвестиционных и операционных затрат для предпринимателя. Объясню: сейчас для покупки коровы за рубежом потребуется несколько тысяч долларов, пять лет назад ее стоимость была намного ниже. Как мы около пяти лет назад импортировали коров (определенной породы — Ред.), оборудование для развития молочного производства, так и продолжаем это делать. Таким образом, у фермеров растут операционные и инвестиционные расходы — а этого нельзя допустить. Как тогда мы собираемся развивать молочную отрасль?
- Давайте поговорим о членских взносах в НПП «Атамекен». Предприниматели неоднократно выражали свое недовольство тем, что им необходимо платить обязательные членские взносы в палату. Будет ли решена эта проблема? Планируется ли пересмотреть механизм расчета?
- Кстати, большинство отраслевых ассоциаций наоборот поддерживают обязательное членство в НПП «Атамекен», членские взносы в палату. Дело в том, что активисты ассоциаций отстаивают интересы какой-либо отрасли, а этими благами пользуются все представители бизнеса этой отрасли. Между тем, по нашей информации, зачастую членские взносы в палату платит лишь незначительная часть членов какой-либо отраслевой ассоциации.
На съезде палаты было принято решение отменить обязательные членские взносы для малого бизнеса. Ведь мы понимаем, что микро и малому бизнесу и так тяжело, тем более последние два пандемийных года.
В то же время, думаю, что вопрос взносов малый бизнес должен рассматривать с другой, более практичной стороны. Например, если предприниматель видит, что профильная ассоциация отстаивает интересы той отрасли, в которой он работает и решает знаковые проблемы сектора, думаю, что он сам захочет стать членом этой ассоциации. Без принуждения. А значит, захочет внести членский взнос в нее.
Вопрос обязательных членских взносов среднего и крупного бизнеса в НПП также обсуждался. Но, знаете, на съезде более 80% голосов было отдано за обязательное внесение таких взносов.
Рассматриваются и другие механизмы внесения взносов. От разных отраслевых ассоциаций мы получили предложение о том, чтобы оставить ту систему оплаты взносов в палату, какая действует сейчас. Некоторые ассоциации, напротив, говорят, чтобы внедрили обязательное членство компаний в ассоциациях. И вот сама ассоциация уже должна быть членом палаты. То есть, чтобы НПП стала как ассоциация ассоциаций. Все эти варианты будут обсуждаться, и будет принят наиболее выгодный формат.
Если же говорить о сумме взноса, она закреплена законодательно.
- Когда будет следующая встреча бизнес-сообщества с руководством палаты, где вы сможете более предметно обсудить эти вопросы?
- Предложения бизнеса, вопросы реформирования работы палаты будем обсуждать в систематическом порядке. Как я говорил ранее, у нас уже собраны все предложения от предпринимателей, и они до сих пор продолжают поступать. Процедура обсуждения таких предложений будет проходить максимально прозрачно: через комитеты палаты, ассоциации.
Надеюсь, мы найдем консенсус в спорных вопросах и выработаем какое-то консолидированное мнение на этот счет.
Читайте также
Об этом стало известно на IX внеочередном съезде Нацпалаты