Жизненный цикл компании согласно популярной во всем мире системе управления бизнесом имени И. Адизеса сравним с человеческим. Сначала рождается стартап, он растет и развивается, достигает стабильности и устаревает. Но за последние двадцать лет продолжительность этих этапов стремительно сократилась. Например, еще пятьдесят лет назад средняя продолжительность функционирования компаний, входящих в S&P 500, составляла 33 года, в 90-х она сократилась до 23 лет, а сейчас — составляет менее 12 лет, говорится в исследовании finreview.info.
Связано это с технологичной средой, которая стремительно меняет практически все процессы жизнедеятельности. Если раньше для увеличения оборотов, расширения штатной численности и наработки клиентской базы уходили десятилетия, то сегодня — несколько лет. Для молодых технологичных компаний такая ситуация — возможность, а для крупных корпораций — угроза. Поэтому корпоративные инновации, способные оптимизировать процедуры функционирования больших компаний, становятся обязательным инструментом для сохранения своей деятельности.
Аналитики FinReview.info выяснили, как развиваются корпоративные инновации в Казахстане и почему они так важны для больших компаний.
Три причины почему без корпоративных инноваций нет роста
В современном мире стартапы начали опережать крупные корпорации по скорости развития. Из-за масштабности операционных процессов большие компании становятся менее гибкими и зачастую не в состоянии определить новые перспективные возможности для роста и расширения. Стартапы в свою очередь прекрасно представляют, как отрасль может работать и развиваться. Поэтому в сотрудничестве с ними корпорации усиливают свое конкурентное преимущество на рынке во многом благодаря внедряемым инновационным решениям. Этому способствуют три причины.
Во-первых, корпоративные инновации приносят экономическую выгоду. Например, прибыль компании Kaspi.kz, которая славится своими инновационными решениями, выросла по итогам третьего квартала 2021 года на 55% и достигла 251 млрд тенге. При этом финансовые технологии обеспечили компании 150 млрд тенге дохода.
Во-вторых, инновации обеспечивают конкурентное преимущество. К примеру, компания ChocoFamily, специализирующаяся на рынке e-commerce, значительно нарастила свои обороты в 2020 году. Из-за закрытия офлайн-площадок продажи тревел-агентства ChocoTravel выросли на 20%, заказы сервиса ChocoFood — в 2 раза, а покупки через приложение «Рахмет» — в 2,5 раза.
В-третьих, инновации в современных реалиях становятся обязательным условием для выживания. Связано это с появлением более технологичных компаний, конкурируя с которыми меняются не просто бизнес-модели существующих организаций, но и секторов экономики в целом. Например, с приходом на рынок Казахстана сервиса вызова такси Uber, маркетплейса Wildberries или PR-агентства Vinci Agency поменялось отношение казахстанского бизнеса к цифровой среде. Отныне без создания инновационных решений конкурировать становится сложнее.
А теперь перейдем к вопросу о состоянии рынка корпоративных инноваций в Казахстане.
Казахстанские реалии: корпоративные инновации лишь в начале своего пути
Итак, определим, какие крупные предприятия преобладают в Казахстане. По данным Бюро национальной статистики, их количество по состоянию на 1 октября 2021 года составило 2 357 компаний. Но в эту статистику входят лишь те предприятия, штатная численность которых превышает 250 человек, а по оборотам компаний единые данные не собираются.
Ранее мы уже готовили исследование, в котором выявили интересный факт — 46% налоговых поступлений в бюджет формируются пятьюдесятью крупнейшими предприятиями. При этом 19 компаний из этого списка задействованы в сфере добычи нефти и попутного газа. Вполне очевидно, что конкуренция в этих секторах практически отсутствует. А значит - предприятия особо не заинтересованы в развитии корпоративных инноваций. Собственно, поэтому рынок все еще остается недостаточно зрелым.
Согласно отчету CorpUp Kazakhstan 2021, подготовленному Tech Hub Международного финансового центра «Астана, корпоративные инновации обычно развиты в тех странах, где наблюдается конкурентное давление со стороны более гибких и быстрых игроков с подрывными технологиями и бизнес-моделями. В Казахстане же, ввиду низкого уровня конкуренции в основных отраслях и большой доли государственного сектора, инновации не всегда рассматриваются как главный инструмент долгосрочного преимущества.
Тем не менее на рынке все же присутствуют инновационные корпорации.
Топ-10 инновационных корпораций Казахстана
В рамках исследования, организованного Tech Hub МФЦА, был проведен онлайн опрос среди более 70 стартапов, осуществляющих свою деятельность на территории Казахстана. Основная цель опроса — выяснить, какие именно корпорации, по мнению стартап-проектов, занимают лидирующие позиции по внедрению инновационных решений.
Как и следовало ожидать, лидирующие позиции заняли Kaspi.kz, ChocoFamily, Beeline, BI Group и «Колеса».
Но здесь есть интересная особенность ― несмотря на то что в качестве наиболее инновационных корпораций стартапы в основном выделяют компании частного сектора, в большинстве случаев они все же желают сотрудничать именно с системообразующими квазигосударственными корпорациями, такими как «Казатомпром», «КазМунайГаз», «Казахтелеком» и др. Однако им не всегда удается достичь такого взаимодействия. Как правило, барьеры этому — высокая бюрократия, отсутствие единого канала, где стартапы могли бы предлагать свои решения, низкая инновационная культура и, как было отмечено ранее, слабая конкурентная среда. Тем не менее на рынке присутствуют кейсы успешного взаимодействия стартапов с крупными корпорациями.
Три успешных кейса
Начнем, пожалуй, с самого популярного — крупнейший строительно-инновационный холдинг BI Group и стартап Smart Remont, созданный в 2018 году. До их совместного сотрудничества в чистовой отделке с ограниченными вариантами ремонта продавалось лишь 10% квартир. А теперь клиентам доступно более ста дизайнов квартир, а также возможность уникального ремонта по их запросу. Уже стартапом Smart Remont успешно реализовано более 2000 объектов, свыше 600 ремонтов находятся в работе, а около 1500 объектов, по которым заключены договоры, еще не достроены и ожидают начала ремонтных работ.
Следующий пример — один из крупнейших банков Казахстана Sberbank и стартап Zan.Bar, запустивший маркетплейс по поиску юристов и адвокатов. Совместное их функционирование позволяет клиентам банка, столкнувшимся с проблемами приостановления или ограничения движений по банковскому счету, оперативно найти квалифицированного юриста или адвоката. В результате возобновление пользования услугами банка происходит быстрее, чем если клиент самостоятельно будет искать подходящего юриста. А это в свою очередь уменьшает упущенную выгоду и повышает лояльность пользователей банка. Услугами стартапа уже ежедневно пользуются около 80 клиентов Sberbank.
Третий кейс — Alfa Bank Kazakhstan и стартап Webkassa, оказывающий услуги онлайн-кассы. Стартап предоставил клиентам банка выгодное и удобное решение — кассовый аппарат, не требующий затрат на обслуживание и регистрации. Теперь предпринимателям не нужно приобретать POS-терминал, а кассовый аппарат доступен в онлайн-режиме с мобильного телефона.
Далее рассмотрим, какой эффект несут стартап-проекты для национальной экономики.
Стартапы помогут увеличить долю инноваций в ВВП до 7% к 2026 году
Основной эффект стартапов для национальной экономики — рост инновационного бизнеса. Разрабатывая и внедряя технологические решения, стартап-проекты не только стимулируют бизнес-активность в стране, но и оказывают поддержку реальному сектору экономики. К примеру, в странах Восточной Европы, США, Китае, Японии за счет развитого стартап-рынка доля инноваций в структуре ВВП превышает 25%.
В Казахстане этот показатель составляет лишь 2,4%. Но, учитывая, что стартап-рынок, все еще находящийся на этапе становления, уже стремительно растет, инновационная активность в стране может существенно увеличиться в ближайшие годы. Как минимум в течение пяти лет доля инноваций достигнет 7% от ВВП.