USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.45$
+0.030
BTC
98129.50$
+85.600

ГЧП не работает, механизма пока нет

Государственно-частное партнерство (ГЧП) как форма долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для реализации крупных и...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Государственно-частное партнерство (ГЧП) как форма долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для реализации крупных инфраструктурных проектов для предпринимательства является новым способом инвестирования, а для государства – возможностью работать с надежным подрядчиком. Богатый опыт ГЧП имеют европейские государства, в Казахстане же механизм пока не налажен, хотя уже и есть соответствующие законы.

Основная область применения ГЧП в мире – постройка автомагистралей. Шаймерден Чиканаев, партнер юридической фирмы «GRATA», который как раз и представляет интересы таких инвесторов в Казахстане, считает, что в РК все еще нет правовой базы, которая позволила бы эффективное создание и использование этой транспортной инфраструктуры.

«Нет новых дорог, мостов, не строятся аэропорты. Пять лет действует закон о концессиях, но хорошо написанные законы не работают. Да, у нас есть нормативная правовая база для осуществления проектов в инфраструктуре: создания логистических центров, дорог и так далее. Однако практика показывает, что ни одного успешного проекта на базе закона о концессиях пока нет», – говорит эксперт.

По его словам, проблема в том, что у нас не работают концепции финансирования, которые работают на Западе. Если инвестор приходит, например, в Малайзию или Турцию, он знает, что у него будут гарантии – в том числе финансовые. Он знает, что процесс выбора концессионера будет прозрачным и понятным. А у нас эта процедура бюрократична, непрозрачна и занимает очень много времени. «Главная проблема ГЧП в том, что государство не понимает: если оно не разделит риски, в Казахстане в ГЧП никто не будет вкладывать деньги. А без транспортной логистики мы не сможем стать тем, на что претендуем – посредником, точкой, через которую проходят многие транспортные пути между Азией и Европой», – считает г-н Чиканаев.

Он также добавил, что в Казахстане предлагается только одна из форм концессии – BTO (Build-Transfer-Operate, «Строительство-передача-управление»), которая не всегда подходит под наши реалии и не является гибкой и удобной.

Майкл Вайнстин, директор по Казахстану банка ЕБРР, считает, что не каждую дорогу можно построить по принципу ГЧП и даже мировой опыт показывает, что далеко не все проекты успешны.

«В Казахстане ГЧП нужны стимулы, например, разделение рисков, плата за предоставление услуг (то есть инвестор строит дорогу, и не только собирает деньги за пользование ею, но и получает деньги от государства за сам факт строительства и предоставления дороги в пользование – прим. Я.Н.). Это сейчас камень преткновения в Казахстане, поскольку наш кодекс пока не разрешает использование такого инструмента. Нужно досконально продумывать способы гарантий для инвестора – он должен понимать, как будут возвращены деньги. ЕБРР предложил целый ряд идей, направленных на то, чтобы ГЧП в Казахстане начало работать. Не могу сказать, что они все приняты на ура, есть позиции, по которым Минфин не соглашается. Но сейчас идет диалог, и правительство рано или поздно поймет: или мы финансируем эти дорогие масштабные проекты сами, из бюджета, или создаем условия для ГЧП», – отметил г-н Вайнстин.

По данным ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию), объемы вложений в мировую инфраструктуру путем государственно-частного партнерства растут – с $7,4 млрд в 1990 году до $598,3 млрд в 2006-ом. Лидерами в использовании ГЧП считаются Великобритания, Франция и США.

В Великобритании ГЧП стало рассматриваться властями как альтернатива приватизации. Благодаря ГЧП были построены Евротоннель и Лондонский метрополитен, а также множество дорог. Первый опыт ГЧП был получен в 1981 году на перестройке лондонских доков.

За шесть лет (с 1997 по 2003 годы) в Великобритании по механизму ГЧП было реализовано 563 проекта общей стоимостью 35,5 млрд фунтов. Это больницы, школы, автодороги, пожарные и полицейские участки и даже тюрьмы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.