Партию Саакашвили пытаются оставить в парламенте одной
Центризбиркому Грузии еще предстоит огласить окончательные итоги парламентских выборов, прошедших в стране 21 мая, однако предварительные результаты уже дают четкую картину распределения депутатских мест. В новом, сокращенном парламенте, насчитывается 150 мандатов (75 по пропорциональной и 75 по мажоритарной системе), и конституционное большинство получает правящая пропрезидентская партия «Единое национальное движение». Ее показатель, по последним данным, составляет 59,22%, что позволяет «националам» провести в высший законодательный орган 49 первых членов своего партийного списка. Еще 71 кандидат от правящей партии побеждает в одномандатных округах. В общей сложности – 120 мест.
Остальные голоса электората распределились между оппозиционными силами. Преодолеть 5-процентный барьер, необходимый для попадания в парламент, смогли три из них. Больше всего мест завоевал конгломерат «объединенной оппозиции» - 17,71%, или 16 мандатов. Лейбористская партия (7,43%) и Христиан-Демократическое движение (8,63%) получают по шесть депутатских мест. Оставшиеся два места достались мажоритарным кандидатам от Республиканской партии, которая не смогла преодолеть барьер и колеблется на отметке в 3,78%.
Мониторинг выборов оказался более чем тщательным – свыше трех тысяч наблюдателей от всех международных и неправительственных организаций, а также множества государств. Суммируя их выводы, выборы в Грузии прошли свободно, прозрачно и демократично. По сравнению с президентскими выборами 5 января, которые также получили положительные оценки, отмечены значительный прогресс в совершенствовании избирательной системы и улучшение менеджмента ЦИК. Определенным сюрпризом стало заключение Миссии наблюдателей от СНГ, озвученное российским сенатором Вадимом Густовым – в нем выборы парламента Грузии были охарактеризованы в самых позитивных выражениях. Причем наблюдатели Содружества даже не стали заострять внимание на отдельных технических нарушениях и сложностях, отмеченных их коллегами из других стран. Это на фоне того, что со стороны России в Тбилиси ожидали максимума усилий для дискредитации грузинской демократии. Однако в Москве, видимо, учли прошлый опыт, и на сей раз решили не подставляться.
Выборы стали крахом для «объединенной оппозиции», которая с самого начала делала ставку на полный радикализм и предрекала на 21 мая смену власти в Грузии. Однако ее 16 мест в парламенте (едва хватает на всех лидеров), как соглашаются практически все наблюдатели и политологи, – закономерный результат хаотичной и истеричной предвыборной кампании. Она была выстроена исключительно на ругани и проклятиях в адрес властей, лидеры блока ни разу не предложили избирателям какой-то позитивной программы и плана своих действий в случае победы. При этом входящие в коалицию партии так грызлись между собой, что противостояние между ними стало очевидным широкой публике. В то время как партия власти кампанию вела очень взвешенно, продуманно, и вообще не упоминала своих конкурентов – все внимание было сосредоточено на конкретных обещаниях жителям конкретных районов и на реализуемых социально-экономических программах. Причем в первую десятку списка «националов» вошли самые популярные чиновники правительства Саакашвили, а также известные представители общественности, а в качестве мажоритариев правящая партия выдвинула авторитетных на местах людей и успешных бизнесменов с именем.
Сейчас «объединенная оппозиция» сыплет проклятия на иностранных наблюдателей и заявляет о тотальной фальсификации выборов. Она подписала меморандум, в котором отказывается от депутатских мандатов, упраздняет зарегистрированный в ЦИК список и грозит «народным восстанием». Но попытки мобилизации электората к успеху не приводят – напротив, количество людей, приходящих в последние дни на митинги и акции оппозиции, в самом начале едва превысило 10 тысяч, и с тех пор не прекращает стремительно уменьшаться. В Грузии все выходит в прямой эфир, и отрицательная харизма этой части оппозиции активно работает против нее. Слишком очевиден «уличный» уровень лидеров, скатившихся до «базарных разборок» как с политическими оппонентами, так и с журналистами.
«Объединенная оппозиция» призывает всех коллег по оппозиционному цеху последовать ее примеру и не входить в парламент. Таким образом, в высшем законодательном органе останутся только представители власти, после чего этот парламент нельзя будет считать плюралистичным. Лейбористы и христиан-демократы прямо возражать стесняются, однако и отказываться от мандатов не спешат. Партия трудящихся уже заявила, что ее члены официально примут депутатские полномочия, чтобы затем отказаться от них. С оговоркой «возможно». Ибо дальше – видно будет. Получится договориться с властью – будут участвовать в работе парламента, не получится – будут бойкотировать заседания. Христиан-демократы, для которых улица – не родная стихия – тоже наверняка не упустят шанс занять свои кресла, хотя на данном этапе кокетничают с радикально настроенной частью протестного электората. Что касается двух кандидатов-мажоритариев от республиканцев, то они красноречиво отказываются отвечать на вопрос о том, войдут ли в парламент нового созыва.
Для «националов» такого вопроса, естественно, не существует. С утра 28 мая проходящие в парламент кандидаты в депутаты от правящей партии начали проходить наркологическую проверку. У них есть только два шанса не попасть в парламент – отказаться от проверки или «засыпаться» на ней.