USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
95577.00$
-1502.500

Азат Бектуров: «Надо стимулировать средства частных компаний»

О развитии авиационной отрасли Казахстана и планируемых со стороны государства нововведениях в эксклюзивном интервью «Капитал.kz...

Share
Share
Share
Tweet
Share

О развитии авиационной отрасли Казахстана и планируемых со стороны государства нововведениях в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказал вице-министр транспорта и коммуникаций Азат Бектуров

- Какие компании на сегодня представлены в авиационной отрасли Казахстана, и какую долю рынка занимает каждая из них?

- Сегодня в республике работает много небольших компаний, поэтому сложно определить долю рынка каждой из них. Однако с уверенностью могу заявить, что около 76% всех пассажирских авиаперевозок занимает «Эйр Астана», порядка 20% - компания «Skat», и остальные 4-5% - другие мелкие компании. На регулярном внутреннем рынке авиаперевозки осуществляют семь компаний. В международном направлении у «Эйр Астаны» около 37% доли рынка. Сейчас планируется введение изменений в технические требования, предъявляемые к воздушным суднам, поэтому возможно уже в скором времени произойдут изменения в структуре рынка.

- Будет ли представлена в Казахстане компания «Аэрофлот»?

-Два-три года назад уже поднимался вопрос о том, чтобы российский национальный авиаперевозчик осуществлял маршруты в Казахстан. Однако вопрос не решился внутри Российской Федерации, в то время как компания «Трансаэро» сумела отстоять свое право эксклюзивно летать в Казахстан.

-Это как-то связано с ценовой политикой российского «Аэрофлота»?

-Абсолютно нет. У «Аэрофлота» очень большая сеть, поэтому, я думаю, казахстанцам было бы интересно воспользоваться его услугами. Но борьбу за право летать в Казахстан из России выиграла компания «Трансаэро», причем, несмотря на то, что это частная коммерческая авиакомпания. Ведь нам со своей стороны также было бы удобней работать с государственной компанией.

- Какой объем государственных инвестиций направлен на развитие авиационной отрасли республики?

- Государство вложило немалые средства в модернизацию аэропортов в городах Казахстана. Так, были реконструированы посадочные полосы астанинского, шымкентского, актауского аэропортов. На следующий год подобную модернизацию планируется провести в Кызылорде. В целом государству становится все тяжелее осуществлять инвестиционные вложения в авиационную отрасль, поэтому мы планируем взять курс на стимулирование инвестиций со стороны частных авиакомпаний. На сегодня в Казахстане почти все авиакомпании - частные, за исключением «Эйр Астаны», являющейся совместным предприятием холдинга «Самрук» и английской компании, с долей участия 51% и 49%, соответственно. Правительству необходимо обеспечить поле деятельности, обозначить четкие правила и разработать действенные механизмы стимулирования компаний приобретать современные воздушные судна. Эксплуатация старых самолетов – основная проблема казахстанской авиации. С помощью введения новых технических требований мы хотим заставить казахстанские авиакомпании отказаться от устаревших авиалайнеров, не соответствующих ни должному уровню безопасности, ни имиджу страны, ни экономической эффективности. Нужно создать условия и механизмы для приобретения частниками новых воздушных судов, ведь именно поэтому на сегодня и не развивается авиация Казахстана. Я думаю, что к 2010 году мы сумеем остановить данный процесс.

- Какую динамику развития демонстрирует в последние годы авиационная отрасль?

- В 2007 году количество пассажирских перевозок выросло на 42% по сравнению с 2006 годом. В первом квартале 2008 года, несмотря на замедление темпов роста казахстанской экономики и возникший банковско-строительный кризис, темпы роста составили 30%. Спрос демонстрирует стабильность, казахстанцы хотят летать, что является очень отрадным показателем.

- Большинство казахстанцев все же предпочитают пользоваться железнодорожным транспортом из-за высоких цен на авиабилеты. Строительство каких железнодорожных линий осуществляется на сегодня?

- Планируется строительство большой железной дороги Жезказган - Бейнеу, которая будет способствовать выпрямлению уже существующего маршрута с Востока на Запад. Это позволит сократить расстояние более чем на 40%. Это очень важно для сокращения себестоимости перевозимой продукции при осуществлении транзита с упомянутого направления. Реализуется также большой проект Хоргос –Жетыген, призванный открыть второй международный пограничный переход с КНР. Но самым главным проектом в железнодорожной отрасли я бы назвал проект, не связанный со строительством железных дорог. Это - электрификация железнодорожного сообщения. До 2015 года мы планируем электрифицировать около 2800 км. Проект, на самом деле, уникальный. Он заключается в том, что будет осуществлен переход с тепловой связи на электрическую, которая дешевле, современней и к тому же более экологична.

- Планируется ли обновление железнодорожного парка новыми поездами?

- У «Казахстан темир жолы» недавно был одобрен стратегический план по развитию железнодорожной отрасли. Согласно этому плану, предполагается увеличение тарифов. Цель такова, чтобы железнодорожная компания могла обновлять основные средства за счет прибыли и вкладывать эти деньги в развитие собственной инфраструктуры. Что касается приобретений, то хочу отметить, что недавно министр транспорта и коммуникаций Серик Ахметов в составе делегации Главы государства посетил Францию, где был подписан договор о поставках в Казахстан скоростных поездов «Вендалина». Французские поезда будут работать на коротких маршрутах, например, таких как Астана - Боровое, на которых авиаперевозки не осуществляются.

- Спасибо за интервью.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.