Перевозчики отдают предпочтение зарубежному транспорту
Сегодня пассажироперевозками по Алматы занимаются 16 организаций, в том числе 15 автобусных предприятий с частной формой собственности и КГП «Алматыэлектротранс». Всего по городу имеются 121 автобусный, 9 троллейбусных и 2 трамвайных маршрута, рассказал «Капитал.kz» начальник Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Владимир Меренков.
В составе «Алматыэлектротранс» действуют 2 троллейбусных парка и 1 трамвайное депо. На предприятии используются троллейбусы отечественного производства «Казахстан», чешские «Skoda», российские «ЗиУ». В общей сложности в эксплуатации находятся около 200 троллейбусов, 120 из которых марки «Казахстан», и 50 трамваев, отметил в интервью газете главный инженер по технической части КГП «Алматыэлектротранс» Олег Иванов.
Хотя собственное производство троллейбусов в Казахстане существует, перевозчики продолжают импортировать иностранную технику. На единственном казахстанском заводе по производству «рогатых» ТОО «Электротранс-сервис», по информации директора предприятия Бекета Косетова, по желанию заказчика изготавливаются троллейбусы разной комплектации, и осуществляется капитальный ремонт подвижного состава троллейбусных парков КГП «Алматыэлектротранс». От комплектации соответственно зависит цена. Средняя цена новых казахстанских троллейбусов составляет около $200 тыс. за единицу, в то время как чешская техника б/у (именно такую завозят в Казахстан) обходится в $15 тыс. без НДС. Новые чешские троллейбусы оцениваются в $500 тыс.
При мощности завода в 100 единиц техники в год предприятие способно увеличивать объем производства в зависимости от количества заказов. На сегодняшний день ТОО «Электротранс-сервис» произвело около 150 троллейбусов марки «Казахстан», а также модельный ряд автобусов, предназначенных для городских и междугородних перевозок. Свою продукцию завод поставляет и в Астану.
Трамваи в Казахстане не производятся. Олег Иванов объясняет это тем, что для новых трамваев необходима реконструкция путей и депо. По словам Куата Абильдинова, главного инженера трамвайного депо, в Алматы используются трамваи, изготовленные на чешском заводе «Татра». «Один новый трамвай чешского завода стоит около $800 тыс. Трамваи с пробегом, входящие в состав алматинского КГП, стоят около $50 тыс.», - отметил г-н Иванов.
Начальник КГП «Алматыэлектротранс» Талгат Абдрахманов сообщил «Капитал.kz» о том, что управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы дало указание научно-исследовательскому институту транспорта и коммуникаций (НИИТ) запустить новый легкорельсовый трамвай (ЛРТ). «В настоящее время идет проектирование трамвайных путей. Первую линию нового легкорельсового трамвая европейского уровня планируется построить к Азиаде 2011 года», - отметил г-н Абдрахманов.
Что касается автобусов, в Алматы большим спросом пользуются германские, российские, корейские и китайские автобусы. Средняя цена автобуса зависит от марки и вместимости. Стоимость подержанных автобусов колеблется от $8 тысяч до $40 тысяч, новых – от $50 тыс. до $180. Исполнительный директор автобусного парка № 3 Аскар Байсултанов отдает преимущество немецким автобусам, отмечая их хорошее качество и большой резерв мощности двигателя. В этом отношении «у казахстанской продукции не совсем приемлемые цены, нет специального автобусного завода, соответственно, нет массового заказа. Сочетание цены и качества казахстанского транспорта на данный момент значительно уступает южнокорейским и европейским производителям подобной техники», - считает г-н Меренков.