Собственники «мертвых компаний» не смогут зарегистрировать новую
В комитете Сената Парламента РК по законодательству и правовым вопросам обсуждался проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».
Этот законопроект одобрен в первом чтении на пленарном заседании палаты и предусматривает внесение поправок в действующее законодательство для создания более благоприятных условий с целью развития частного предпринимательства посредством сокращения сроков госрегистрации юридических лиц, являющихся субъектами среднего и крупного предпринимательства. В настоящее время законопроект направлен в мажилис.
«Капитал.kz» решил узнать мнение большого специалиста в указанной области – Владимира Ермакова, директора учреждения «Центр обслуживания предпринимателей «Секрет+Сервис». Он занимается поддержкой предпринимательства уже более 16 лет, и многие его инициативы взяты на вооружение и воплощены в жизнь. К примеру, введен принцип «одного окна» при регистрации юридических лиц.
Безусловно, считает Владимир Ермаков, в данный законопроект заложены нормы, которые не могут не радовать предпринимателей. Так, согласно ст. 41 законопроекта, «юридические лица, являющиеся субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства, осуществляют свою деятельность на основании Типового устава, содержание которого определяется Правительством Республики Казахстан». А в соответствии со ст. 6 для регистрации юридического лица в регистрирующий орган подается Типовое заявление по форме, установленной Министерством юстиции РК, на государственном и русском языках в трех экземплярах.
Еще можно отметить следующее: согласно ст. 7, в регистрирующий орган предоставление учредительных документов субъектами малого, среднего и крупного предпринимательства не требуется.
«Все это хорошо. Однако, на мой взгляд, указанные меры выглядят половинчатыми», - говорит г-н Ермаков.
Во-первых, почему частное юридическое лицо (коммерческая организация) должно действовать по Типовому уставу, утвержденному правительством, а не собственноручно разработанному в соответствии с Гражданским кодексом, законами, конкретно регламентирующими деятельность хозяйственных товариществ, производственных кооперативов и других.
Во-вторых, в статье 9-й законопроекта остаются прежними сроки государственной регистрации – 3 рабочих дня для субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства (раньше было только для субъектов малого предпринимательства - СМП) и не позднее 10 рабочих дней для иных юридических лиц, а для политических партий - не позднее одного месяца. Скажем сразу – эти сроки вводят людей в заблуждение.
Практика показывает, что в Алматы, например, вместо положенных 3 рабочих дней для СМП и 10 рабочих дней для остальных, с присвоением БИН, РНН, выдачей статкарты срок растягивается до месяца и более.
В-третьих, особое внимание надо обратить на ст. 11-ю законопроекта, где повторяется норма о том, что «если учредителем является бездействующее юридическое лицо и (или) если учредитель и (или) руководитель юридического лица являются учредителями и (или) руководителями бездействующих юридических лиц… влекут отказ в государственной регистрации и перерегистрации юридического лица». И сегодня происходит так, что по этой причине до 50% обращающихся в Департаменты юстиции с желанием получить БИН, вступить в права наследства, провести перерегистрацию по другим причинам получают отказ и перерывы в регистрации, перерегистрации, внесении изменений и дополнений в документы. Думаю, что такое обстоятельство тормозит развитие бизнеса в государстве. Мало того, оно тесно связано с еще одним серьезным административным барьером – ликвидацией и прекращением деятельности юридических лиц и их филиалов и представительств. Законопроект, предлагаемый Минюстом, ответа на этот вопрос вообще не дает. Все остается по-прежнему. А ведь практика нынче такова. Даже добровольная ликвидация юридического лица осуществляется с грубейшими нарушениями действующего законодательства. Вместо положенных 2 месяцев (уведомление кредиторов) плюс 10 рабочих дней (рассмотрение материалов в юстиции) процедуры ликвидации тянутся годами из-за якобы нехватки инспекторов в отделах аудита налоговых комитетов. Кроме того, по моему мнению, надо отменить взимание госсбора за регистрацию ликвидации (2280 тенге для СМП, 7600 – для остальных) или вернуться к старой ставке – 1 МРП (1168 тенге) для всех. В Казахстане и в Алматы десятки тысяч брошенных предприятий, утерявших связь с налоговыми органами.
Какие меры еще предлагаются:
1) Провести ревизию всех юридических лиц и исключить из государственного регистра, реестра налогоплательщиков всех, кто 5 лет не сдает налоговую отчетность (срок исковой давности по Налоговому кодексу).
2) Надо установить упрощенную процедуру ликвидации для законопослушных налогоплательщиков. К примеру, на основе сданных отчетов, возможно, аудиторского заключения.
3) Сократить количество предъявляемых для ликвидации документов (промежуточный баланс, окончательный баланс и т.д.). Всего около 15 документов.
4) Для защиты внутреннего рынка, особенно рынка труда, рассмотреть вопрос об увеличении минимального размера уставного капитала для создаваемых иностранных предприятий и с иностранным участием. Как это было, к примеру, в 1994 – 1995 гг. Возможно, его надо увеличить и при создании казахстанских предприятий. Минимальный размер сейчас составляет 100 МРП, то есть 116800 тенге – это крайне мало для создания собственного дела.
5) Министерству юстиции совместно с Минфином желательно разработать механизм преобразования индивидуального предпри¬нимательства в бизнес с образованием юридического лица. Как это сделано, к примеру, в Республике Беларусь.