Запрет на экспорт ГСМ недееспособен?
Введение во второй декаде мая запрета на экспорт нефтепродуктов было призвано стабилизировать цены на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке республики. Именно такого мнения придерживалось правительство в своих официальных заявлениях и комментариях прессе. По опубликованным ранее данным, запрет продлится до 1 сентября. В течение же трех месяцев действия правительства будут направлены на урегулирование цен на ГСМ (см. «Капитал.kz» от 22.05.2008 г.).
По словам вице-министра энергетики и минеральных ресурсов РК Ляззата Киинова, на период запрета «цены стабилизируются, а для работы во время уборочной кампании будут созданы резервные объемы», пишет «Gazeta.kz». Однако, как сообщает информационное агентство «Казахстан сегодня», после объявления запрета на экспорт ГСМ цены на горючее в Южно-Казахстанской области действительно снизились на два-три тенге, но затем снижение остановилось.
Небольшое снижение цен на шымкентских АЗС произошло еще в конце мая. Тогда бензин Аи-96 снизился с 98 - 100 тенге до 96 - 97 тенге, Аи-92 - с 90 до 88 тенге, Аи-80 - с 78 до 74 тенге, а цены на дизтопливо снизились на прошлой неделе всего лишь на один тенге - с 87 до 86 тенге, пишет источник.
Предпосылок для дальнейшего падения цен пока не наблюдается, тем более что некоторые владельцы АЗС утверждают, что цены на ГСМ остались на прежнем уровне.
Тем временем в северном регионе страны, городе Костанае, начало новой недели ознаменовалось резким повышением цен крупными поставщиками, сообщает информационное агентство «Интерфакс-Казахстан». В среднем цена на бензин повысилась на 10%, при этом рост цен в регионе колебался от 8 до 13%.
По данным источника, на одной из АЗС города, ТОО «Бахыт-Мунай», бензин марки Аи-92 подорожал с 91 до 102 тенге, Аи-93 - с 92 до 105 тенге, Аи-95 - со 102 до 110 тенге, дизтопливо - с 97 до 99 тенге. И только бензин марки Аи-80 составил 81 тенге, как и прежде.
На западе страны ситуация на рынке ГСМ также выглядит неоднозначно. Цены на бензин и дизельное топливо в городах Актобе, Уральск, Актау и Атырау на начало месяца выглядели следующим образом: на АЗС «КМГ» и АЗС «Гелиос» Аи-95 – 97 тенге, Аи-93 – 87 тенге, Аи-80 – 72 и 76 тенге, соответственно, дизельное топливо - 65 и 81 тенге, соответственно. По сети АЗС «Юралс» бензин марки Аи-95 составил 99 тенге, Аи-93 – 90 тенге, Аи-80 – 76 тенге, дизельное топливо – 93 тенге. Однако уже в течение первой недели июня на АЗС «Юралс» бензин марки Аи-95 подорожал до 103 тенге, а Аи-93 - до 95 тенге.
Накинули копейку
Повышение цен на ГСМ не преминуло привести к цепной реакции на удорожание проезда. Так, в Кызылорде цена билета в городском транспорте выросла на 5 тенге и составила 35 тенге в автобусах и 40 тенге в маршрутных такси. Для детей и школьников цена осталась прежней: 5 тенге в автобусах и 10 тенге в маршрутных такси. Именно к такому решению пришла согласительная комиссия, в которую вошли представители перевозчиков и местных властей. Основной причиной повышения стоимости проезда кызылординские власти называют удорожание ГСМ, при этом, как сообщает информационное агентство «Казахстан сегодня», директор ГКП «Колик кызметы» Абат Абдрахманов заявил, что не исключает того, что через месяц вновь придется поднимать стоимость проезда.
В течение месяца возможно повышение цен и в другом южном регионе. Так, в Шымкенте перевозчики неоднократно поднимали вопрос перед местными властями о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте, сообщает агентство «Казахстан сегодня». Причины повышения тарифов все те же – удорожание топлива и запасных частей. На этот раз городские власти посчитали необходимым повышение цен на проезд, и уже в скором времени оплата поднимется на 10-15 тенге. Пока же жители города платят по прежним тарифам – 30 тенге.
С 10 июня повысились цены и в Алматы. Стоимость проезда составляет отныне 50 тенге. Отметим, что студенческие льготы было решено оставить только тем, кто является обладателями государственного гранта. Подобное решение вызвало большой резонанс и недовольства со стороны общественности. В ТОО «Алма Транс», так же, как и в городском Управлении пассажирских перевозок, ситуацию комментировать отказались. В Департаменте пассажирского транспорта и автомобильных дорог сделали единственное заявление о том, что в течение нескольких дней вопрос урегулируется окончательно. Более подробные комментарии дать отказались.
Основной причиной повышения тарифов в городском транспорте во всех регионах называют удорожание ГСМ на отечественном рынке. Несмотря на введение правительством запретительных мер на экспорт нефтепродуктов, общая динамика снижения не наблюдается. Решить вопрос ценообразования на казахстанском рынке ГСМ одним запретом не удастся, считает доктор экономических наук и главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК Олег Егоров. Факторов, влияющих на формирование высокой цены, на сегодня предостаточно: мировой рост цены на нефть, огромное число посредников и спекулянтов на внутреннем рынке, интересы АЗС и многое другое. По мнению специалиста, власти давно уже пришли к мысли, что рынок нуждается в контроле и регулировании со стороны государства, однако на данный момент его структура оказалась настолько сложной, что воздействовать на цены одними запретительными мерами будет практически невозможно. Одной из основных причин того, что запрет не работает так, как было запланировано ранее, г-н Егоров называет повышение расходов НПЗ на содержание увеличившихся запасов топлива. В целом в настоящее время на казахстанском рынке ГСМ друг с другом сталкивается очень много интересов, что порой сложно определить главную причину повышения цен, утверждает эксперт.