Казахстан мог получить большие дивиденды после фильма Бората
Практика последних лет показывает, что, несмотря на высокие цены на нефть и наличие финансовых ресурсов, Казахстан до сих пор не стал серьезным игроком, о котором говорят и с которым считаются в мире. К тому же ипотечный кризис в США сильно повлиял на финансовую систему Казахстана, и его последствия еще долго будут ощущаться в стране. Такое мнение высказали участники 4-го Международного PR-форума. «Все ли можно купить за деньги?», - именно так звучала основная тема мероприятия.
Как отметила Асель Караулова, генеральный директор консалтингового агентства PG Communications, напряженная ситуация на рынке корпоративных коммуникаций в Казахстане усугубляется проявившимся кризисом. Сегодня наблюдается острая борьба за сохранение доверия населения к бизнесу и государству, поэтому наибольшим спросом пользуются именно антикризисные программы.
По словам г-жи Карауловой, существенно вырос спрос на дорогих PR-специалистов, в частности тех, кто владеет антикризисными технологиями. Усиливаются направления по работе GR (government relations – связи с государством и государственными органами), растет спрос на IR-специалистов (investor relations – связь с инвесторами), которых в Казахстане единицы.
Аналитики отмечают замедление развития рынка финансовых коммуникаций, отсюда вытекает снижение интереса к рынку со стороны западных агентств, уменьшение количества проектов в области гуманитарных технологий и социальной ответственности, и таким образом, снижение бюджетов на рекламу и увеличение PR-бюджетов в компаниях с сильным public relations.
По словам Куата Домбая, члена клуба PR-шы, репутация страны или компании складывается из имеющихся денег и технологий. В Казахстане есть деньги, но нет технологий. Государство с удовольствием выделяет средства своим структурам, которые кроме размещения статей в «Financial Times», ничего толком не делают. «Государственные структуры понимают, что необходимо «что-то» предпринять в отношении международного имиджа Казахстана, однако что именно сделать и каким образом, они не знают. В прошлом году в МИД при комитете международной информации хотели зарегистрировать отдельный орган, в задачи которого входило бы финансирование имиджевых проектов, но при этом в очередной раз не была выработана стратегия», - отметил эксперт.
Таким образом, результатов деятельности рабочей группы по продвижению имиджа Казахстана пока нет, и разговоры о том, что это долгосрочная программа, и нужно время, уже не помогут.
«Нам необходим был прорывной проект! И мы его получили. Это фильм Бората, из которого никто так и не вынес урок. Мы просто гордо молчали, а нужно было действовать, и явно не так, как это делали сотрудники Министерства иностранных дел РК. Это случилось потому, что страна еще не умеет адекватно реагировать на кризис», - пояснил г-н Домбай.
Стоит отметить, что имидж – это внешние проявления репутации государства, поэтому надо начинать с внутренних реформ. Вот почему в первую очередь необходимо инвестировать в сервис: аэропорты, таможенные пункты, обслуживающий персонал и т.д. Также имидж можно создавать через кино и музыку. Нельзя делать ставку только на экономическую привлекательность государства, необходимо уметь все балансировать. Как заявил г-н Домбай, Казахстану необходимо развивать туристический кластер, для чего существуют все возможности и условия, нужно только эффективно этим заниматься.
К тому же большой проблемой является то, что в стране нет четких направлений по работе в области риск-менеджмента. По его мнению, после выхода фильма Бората государство могло извлечь из той ситуации свои большие дивиденды, когда все туристические сайты кипели запросами о Казахстане.
«Однако если мы не смогли вовремя и правильно отреагировать на этот проект, то сейчас, после некой паузы и затишья, я думаю, самое время. Нам необходимо создать фонд, свой вариант Института Гете или Британского совета, который будет финансировать крупные имиджевые проекты, группу по репутационному кризису и людей, которые могут стать агентами нашего нового имиджа, например, Марат Бисенгалиев и другие. И таких людей у нас очень много», - отметил эксперт.
Поэтому, как он считает, чтобы о Казахстане знали и им восхищались, необходимо продвигать то уникальное, что есть в стране, а это, в первую очередь, люди и культура республики.
Имидж страны складывается не только из-за Бората. Некоторое время назад министерство иностранных дел писало опровержение о том, что школы подростков-диверсантов в Алматы, описанной в кинокартине «Сволочи», никогда не существовало. До этого звучали идеи о появлении в горах Алматы снежного человека или в БАО – нечто типа Лох-Несского чудовища. Это также могло повлиять на известность страны.