Министр транспорта считает их неправыми
Бесплатно ездить по качественным дорогам казахстанцам в скором будущем не светит. Если хорошо, то только за деньги, - так объяснил депутатам парламента на очередном правчасе свое видение в решении дорожных проблем министр транспорта и коммуникаций РК Серик Ахметов. Собранные с водителей деньги пойдут на погашение затрат инвесторов и строительство новых дорог, пояснил он и посетовал, что использованию прогрессивного международного опыта в Казахстане мешают отдельные законодательные ограничения.
Расписывая мажилисменам все прелести платных автодорог, г-н Ахметов заявил, что на этот проект минтранском возлагает большие надежды.
- Наши эксперты изучили опыт внедрения платных автомобильных дорог более чем в двадцати странах мира, - сообщил министр. - Международная практика свидетельствует, что платные автодороги необходимо вводить на самых загруженных участках. В Лондоне, например, только за проезд по одному мосту взимают 30 евро…И вообще - развитые страны перешли на режим полной самоокупаемости дорожной отрасли, и дороги они содержат за счет взимания платы, налогов и других сборов с пользователей, не получая субсидий смежных секторов экономики соответствующих государств.
Министр умолчал лишь о том, что уровень жизни населения и уровень заработной платы граждан развитых стран значительно выше казахстанского, и в альтернативе платным там есть дороги и бесплатные. Существующее казахстанское законодательство также предусматривает наличие альтернативных дорог. Однако именно эти оговорки в законодательстве, по словам главы минтранскома, и являются основным препятствием для модернизации дорожной системы страны. А для введения государственно-частного партнерства в дорожном секторе его ведомством уже разработаны соответствующие законодательные поправки. Причем, министр искренне надеется на поддержку депутатов.
- Государственно-частное партнерство позволит с 1 января 2009 года начать реализацию проектов, обозначенных в послании Главой государства как приоритетные, - подчеркнул Серик Ахметов. - Это проекты Астана - Бурабай, Астана - Караганда, Алматы - Капшагай, Алматы - Хоргос, а также большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога. Общая протяженность указанных трасс составит более тысячи километров, стоимость - более 540 млрд. тенге со сроком строительства четыре года.
По мнению министра, поскольку содержание дорог будет производиться за счет пользователей, то ежегодная экономия бюджета составит 3 млрд. тенге.
Однако депутатов скорыми посулами и складными словами не проведешь, и первый же комментарий от мажилисмена Владимира Нехорошева озадачил Серика Ахметова.
- Такой беды, как дураки, в Казахстане нет. А если и есть, то она намного меньше, чем в Европе. У нас и умных, и особенно умников, видимо, куда больше, чем у них. Но про дороги, к сожалению, все наоборот. Они у нас выделяются из окружающей местности покрытием из многослойного мата. Чем больше мата, значит тем хуже дороги!
Коллегу поддержал депутат Мухтар Тиникеев: «Я сам видел, как строители вместо щебня используют глину, в результате чего новая дорога приходит в негодность за год. Никто такое строительство не контролирует, или контролеры специально закрывают на это безобразие глаза, - заявил он и добавил, что в Шымкенте даже бывших городских акимов привлекают к ответственности за халатное отношение к своим обязанностям - Может, пора и из комитета автомобильных дорог пару человек посадить. Тогда на наши дороги даже самолеты смогут приземляться»,- резюмировал он.
На это глава минтранскома заявил, что г-н Тиникеев неправ, и что с плохо работающими подрядчиками его ведомство контракты не заключает. – У нас работают только проверенные компании, и на дорожные магистрали выдается пятилетняя гарантия. - Дефекты подрядчик устраняет за свой счет, - пояснил министр и даже осмелился пригласить депутатов осмотреть первый казахстанский автобан Астана - Бурабай. – Вот тогда и спросите с меня за качество этой дороги! – решительно заявил он и добавил, что до 2015 года в Казахстане до такого уровня будет доведено 70 процентов автодорог. Согласно проекту, на территории республики подлежит реконструкции 2 552 км автодорог общей стоимостью 900 млрд. тенге. Большой интерес к этому уже проявляют инвесторы из Венгрии, Израиля, Южной Кореи, Китая.
Немало нареканий со стороны народных избранников было высказано и в адрес отечественного авиапарка. Депутат Рахмет Мукашев даже поделился с коллегами собственными ощущениями: «Поднимаешься по трапу этого сорокалетнего «чуда» после капремонта, и внутри все замирает. А уж когда это «чудо» бежит, трясется, чуть не рассыпаясь на полосе - сердце уходит в пятки, а после четырех - пятичасового полета даже вымученную улыбку на лице тяжело сохранить».
Но министр почти успокоил депутатов, заявив, что исправность казахстанских воздушных судов советского производства составляет не менее 63 процентов, а западного - 100. А скоро и вовсе все изменится.
- Минтранском вносит в правительство проект новых требований к воздушным судам, соответствующих международным нормам, - пояснил г-н Ахметов. – И некоторые авиакомпании реформы могут не пережить. Мы предлагаем ввести меры, которые поставят авиаперевозчиков в условия выживания. Либо закупать современные самолеты и выводить из эксплуатации машины старше 25 лет, либо уходить с рынка.
В очередной раз был поднят и вопрос об использовании пассажирских вагонов китайского производства, в которых, предположительно, содержатся вредные для здоровья вещества. В то время как различные комиссии выносят противоречивые решения, министр категорично заявил, что серьезных жалоб от пассажиров не поступало, и вообще, снимать вагоны с маршрута уже не представляется возможным.
- Поступали - не поступали, - резюмировал Серик Ахметов, - но других вагонов у нас просто нет. И вообще, я проехал одну станцию и увидел современный вагон с кондиционером, биотуалетом. А методики выявления вредных веществ у нас, честно говоря, еще и нет, и при желании изъяны и дефекты наши службы, в том числе СЭС, могут найти в любом продукте, в любом оборудовании.