Мажилисмены пытали главного эколога страны Нурлана Искакова
Народные избранники буквально забросали министра вопросами о планах и программах страны в сфере экологии, пытались получить ответ на вопрос о том, почему, несмотря на все предпринимаемые меры, на Каспии продолжают гибнуть тюлени и птицы, а на почве увеличивается объем тяжелых металлов, и почему на улучшение экологической ситуации идет лишь небольшая часть «экологических» платежей?
«За последнее время МООС сделало немало, - поддержал после отчета Нурлана Искакова мажилисмен Виктор Киянский. - Но не все от него зависит. К сожалению, другие министерства, например, энергетики и минеральных ресурсов, индустрии и торговли, экономики и бюджетного планирования, смотрят на окружающую действительность не через зеленые очки, а отсюда и проблемы».
Многие проблемы, по мнению депутатов, идут от мягкотелости чиновников министерства - не пользуются они правом, данным Экологическим кодексом. Не наказывают инвесторов, чьи производства загрязняют окружающую среду.
Депутат Владимир Нехорошев высказал свое мнение: «В отдельных регионах на головы казахстанцев падает до 60-70 килограммов сухих веществ. Среди них тяжелые металлы, марганец… Но ни на одном сайте невозможно узнать, какова на самом деле экологическая обстановка в регионах страны - что это за обет молчания? Из-за выхлопных газов кислород у нас вообще скоро останется только в подушках».
А в адрес метеорологов претензий было высказано столько, что дальнейшую судьбу этой службы решили обговорить на заседании правительства. «Надоело погоду на вчера узнавать завтра», - жестко резюмировали мажилисмены. Впрочем, на заседании кабмина будет обсуждаться и проблема тюленьего мора на Каспии, которую межведомственная комиссия не может решить на протяжении семи-восьми лет. «У нас там скоро не только тюлени, но последняя лягушка вымрет», - высказал свои опасения мажилисмен Тито Сыздыков.
Вырождаются и осетровые, и в версию о том, что прикаспийская фауна гибнет не по причине серьезных экологических проблем, а естественным образом, уже никто не верит. Депутат Гулнар Сейтмаганбетова призвала до начала добычи большой нефти на Каспийском море провести мониторинг экологической ситуации. Ведь в регионе до сих пор нет лабораторий для исследований и выявления причин массовой гибели ценных видов животных, птиц и рыб.
Владимир Нехорошев поинтересовался, нуждаются ли сегодня в корректировке положения Экологического кодекса, принятие которого было расценено как поворотное событие в сфере национальной экологии? У депутатов складывается мнение, что документ, за который двумя руками голосовали экологи, ощутимых результатов не дал. И хотя ежегодно за загрязнение окружающей среды в бюджет поступает «компенсация» в объеме около 40 млрд. тенге, на улучшение экоситуации направляется лишь 40-45% от этой суммы.