USD
498.34₸
+3.470
EUR
519.72₸
-0.930
RUB
4.85₸
-0.060
BRENT
75.28$
BTC
98660.70$
-105.300

Болат Жамишев прогнозирует

снижение темпов роста в финсектореСтремление ряда банков к поиску инвесторов, по мнению аналитиков, неблагоприятно может сказать...

Share
Share
Share
Tweet
Share

снижение темпов роста в финсекторе

Стремление ряда банков к поиску инвесторов, по мнению аналитиков, неблагоприятно может сказаться на всей финансовой системе. Предложение уже превышает спрос. «Капитал.kz» обратился за комментариями к министру финансов РК Болату Жамишеву.

- На каких секторах экономики сейчас необходимо сосредоточиться для развития всей экономики Казахстана? Что для этого Вы будете предпринимать?

- Приоритеты государственной политики для экономического развития Казахстана были ясно расставлены в Послании Главы государства. Одной из первоочередных задач для Министерства финансов в его рамках является разработка нового Налогового кодекса.

Он должен приобрести характер закона прямого действия и сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков. Важно снижение налоговой нагрузки для несырьевого сектора экономики.

Правительство сейчас стремится к сбалансированному развитию как сырьевого, так и несырьевого сектора национальной экономики. Это наглядно можно продемонстрировать оказываемой государственной поддержкой для перерабатывающей отрасли сельского хозяйства и производственной отрасли строительного сектора Казахстана.

В частности, на текущий год для реализации Плана мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2006-2010 годы и других мероприятий из бюджета выделены средства в объеме 1,292 млрд. тенге. Также в рамках Госпрограммы жилищного строительства для кредитования областных бюджетов, бюджетов Астаны и Алматы на строительство и приобретение жилья на 2008 год предусмотрено 31,2 млрд. тенге.

Для консолидации усилий бизнеса и государства в создании новых и модернизации существующих производств, обеспечивающих диверсификацию и развитие экспортного потенциала несырьевого сектора экономики, была принята Программа «30 корпоративных лидеров Казахстана».

- Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для того, чтобы рост экономики страны также показывал высокие темпы?

- В силу сложившейся ситуации как и в мировой экономике, так и в национальной, правительством прорабатывается вопрос поддержания не «высоких», а «устойчивых» темпов развития, то есть вопрос выработки «антицикличной» политики – политики, минимизирующей последствия «цикличности» развития экономики.

Как я говорил ранее, для диверсификации экономики предусмотрена реализация Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана». Правительством был также разработан План первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития республики, в рамках которого предусмотрено продолжение финансирования проектов малого и среднего бизнеса на приемлемых для них условиях. В большинстве развитых экономик доля малого и среднего бизнеса занимает значительную часть в структуре ВВП, что, в свою очередь, положительно влияет на достаточно высокие темпы экономического роста этих стран.

- Если раньше финансовый сектор составлял большую долю ВВП, то сейчас, когда на мировых рынках капитала дефицит ликвидности и ипотечные кризисы, как этот сегмент будет, на Ваш взгляд, развиваться?

- Самым оптимальным видится его устойчивое развитие. Из международной практики также известно, что динамичное расширение соответствующих операций влияет на качество банковских портфелей.

Выросший уровень уязвимости финансовой системы потребовал активных действий со стороны госорганов для обеспечения условий, определяющих финансовую стабильность. В то же время эффективность государственного вмешательства была определена необходимостью использования форм поддержки банков, не создающих у финансовых институтов ложного представления о безусловности такой поддержки.

Учитывая дефицит ликвидности, сложившийся во второй половине прошлого года и вызванный неблагоприятными событиями на внешнем рынке, государством приняты и продолжают приниматься решения по его преодолению.

- Как в целом, Вы оцениваете финансовый сектор страны, и какие темпы роста, по Вашему мнению, он покажет в 2008 году?

- По данному вопросу могу отметить, что темпы роста в финансовом секторе в этом году существенно снизятся, но, тем не менее, ожидается, что будет расти как депозитная база, так и размер ссудного портфеля банков второго уровня. В частности, по прогнозным данным министерства экономики и бюджетного планирования, в 2008-2009 годах ожидается рост депозитов резидентов в БВУ на уровне 8,5-9 %. 

- В середине сентября после кризиса в США президент Нурсултан Назарбаев внес предложение выкупать акции казахстанских банков, листингующихся на Лондонской фондовой бирже. Насколько эти меры необходимы для «спасения» банков?

- В международной практике есть различные подходы правительств к решению вопросов, связанных с финансовыми системами этих стран. В данной связи можно привести опыт Японии, в которой государство во время печально известных финансовых кризисов последних десятилетий «огосударствляло» крупнейшие банки. Вместе с тем необходимо также упомянуть «свежий» британский пример, когда правительство Великобритании национализировало один из банков.

Но сейчас сложно оценить оправданность и эффективность таких мер, поскольку Япония только-только выходит из вышеназванных кризисов. И в экспертной среде нет общего мнения, позитивно или негативно такое вмешательство.

Сегодня акции некоторых казахстанских банков начали активно выкупаться зарубежными инвесторами. В конце 2007 года одно из подразделений группы UniCredit – Bank Austria Creditanstalt AG – выкупило на казахстанской бирже контрольный пакет акций АО «АТФ Банк». А крупнейший банк Южной Кореи Kookmin Bank приобретает 30% акций казахстанского АО «Банк ЦентрКредит».

Все эти крупные инвестиции означают сохранение доверия к казахстанской банковской системе. Такого мнения придерживаются как представители компетентных государственных органов, так и представители банковского сектора нашей страны. А это означает, что никаких чрезвычайных мер, как Вы говорите, для «спасения» банков не требуется.

- Расскажите, пожалуйста, о дальнейших планах по развитию кредитования сельхозпроизводителей. Какой политики планируется придерживаться в этом направлении?

- Государственная поддержка агропромышленного комплекса является одним из главных приоритетов политики страны. Сейчас с уверенностью можно сказать, что в последние 5 лет усилена поддержка правительством, и произошло 3-хкратное увеличение привлекаемых инвестиций в данный сектор экономики. Как результат, валовая продукция сельского хозяйства выросла в 2 раза.

Принятые государством меры, в том числе трехлетняя программа поддержки села на 2005-2007 годы, способствовали почти четырехкратному росту общего товарооборота в сельском хозяйстве, который превысил отметку в $4 млрд.

Правительство в соответствии с Посланием Президента РК продолжит работу по принятию дальнейших мер для системной поддержки сельского хозяйства на всех уровнях. При этом особое внимание будет обращено перерабатывающей отрасли сельского хозяйства. Вопросы продовольственной безопасности и повышения экспортного потенциала АПК тоже остаются в поле зрения правительства, и Министерством финансов предпринимаются определенные меры в данном направлении в рамках своих полномочий посредством инструментов налогового и таможенного регулирования.

Как нам известно, на сегодняшний день во всем мире цены на сельскохозяйственную продукцию растут, и в целом эта отрасль становится очень выгодной, что делает ее привлекательной для инвестиций. Учитывая мировые тенденции и имеющийся потенциал, казахстанский агропромышленный комплекс имеет возможность стать важнейшей высокодоходной отраслью нашей экономики.

- Как, по Вашему мнению, будет в 2008 году развиваться ипотечное кредитование в Казахстане?

- Будет увеличиваться удельный вес АО «Жилищно-строительный сберегательный банк Казахстана». Общеизвестно, что во всем мире услуги ипотечного кредитования в основном предоставляются обеспеченным клиентам с доходами выше среднего уровня.

В нашей стране широкая популяризация и применимость ипотечного кредитования среди всех слоев населениями с различными уровнями доходов произошла из-за либеральных условий кредитования банков второго уровня. Вместе с тем в этой сфере увеличилась доля спекулятивных операций с недвижимостью для получения достаточно высокой и «быстрой» прибыли.

В условиях снижения темпов роста стоимости жилья, когда будет исключена эта спекулятивная составляющая или будет снижено ее влияние на ипотечный рынок, конечно, будет очевидно, что ипотечное кредитование требует достаточно объемных финансовых ресурсов по низким ставкам вознаграждения. В данном ракурсе станут привлекательными ипотечные кредиты, выдаваемые АО «Жилищно-строительный сберегательный банк Казахстана», поскольку условия данного банка позволят кредитоваться на долгие сроки по ставке вознаграждения 3,5-5%, в зависимости от вариантов тарифных программ.

- Некоторые аналитики отмечают, что проблемы с фондированием казахстанских банков в этом году не решатся. В данной связи, какие решения Вы можете предложить?

- Если говорить о роли государства, то она должна сводиться не к прямой поддержке казахстанских банков, а к реализации таких мер, которые предполагают обеспечение роста инвестиций в отдельные секторы экономики.

Поскольку рост внешнего заимствования увеличивает риск зависимости частного сектора от колебаний на международных рынках, большое внимание со стороны регуляторов финансового рынка уделяется рискам, связанным с ростом объемов обязательств частного сектора перед нерезидентами, и вопросам повышения эффективности управления внешним заимствованием, в том числе банковским сектором.

Осуществляя свои функции, регуляторы своевременно реагируют на изменения внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние финансовой системы Казахстана, и принимают необходимые меры. Риски, связанные с ростом внешнего заимствования банковским сектором, были определены до возникновения глобального кризиса ликвидности. Меры, предпринятые регуляторами, связанные с усилением внимания к внешним заимствованиям банками второго уровня, реализовывались через ужесточение пруденциального регулирования.

Возросший уровень уязвимости финансовой системы потребовал активных действий со стороны государственных органов, в целях обеспечения условий, определяющих финансовую стабильность. В то же время эффективность государственного вмешательства была определена необходимостью использования форм поддержки банков, не создающих у финансовых институтов ложного представления о безусловности такой поддержки.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.