В Центральной Азии растет усталость от ожидания интеграции
17 апреля, как предполагается, состоится официальный визит президента Кыргызстана Курманбека Бакиева в Астану. Вместе с главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым он примет участие в первом заседании Межгоссовета обеих республик. Повестка дня пока держится в секрете. Однако, как ожидается, речь пойдет об углублении сотрудничества в рамках предполагаемого союза. Казахстан и Кыргызстан, как известно, решили сделать первый шаг в организации регионального межгосударственного объединения.
Впрочем, в самом Кыргызстане, как выясняется, на процесс интеграции с Казахстаном смотрят с изрядной долей скепсиса. «Для нас участие в подобных проектах и союзах до сих пор остается вопросом выживания, - полагает глава Ассоциации политологов КР Нур Омаров. - Кыргызстан все более зависит от своих соседей по региону в политическом и экономическом отношении, поэтому вынужден поддерживать интеграционные инициативы Казахстана из-за демографического и экономического давления со стороны Узбекистана и Таджикистана».
Нур Омаров полагает, что интеграция Кыргызстана с Казахстаном продвигается экономическими, а также геополитическими интересами Астаны. «В течение ближайших двух лет наши соседи могут обзавестись значительной долей в нашей энергетике, - прогнозирует глава Ассоциации политологов. - Казахстан в данный момент уже владеет значительной долей в энергосекторе Таджикистана. Если Астане удастся сделать то же самое в Кыргызстане, она может использовать это как некую «энергетическую дубинку». Тогда как для нас это может обернуться потерей контроля над гидроресурсами, которые могут быть использованы в качестве инструмента влияния на Узбекистан».
- Учитывая экономическую ситуацию в Казахстане, ожидать в ближайшем будущем прорыва в интеграционных инициативах с Кыргызстаном не приходится, - считает глава Международного агентства по развитию и политике Аликбек Джекшенкулов. - Пока сотрудничество обеих стран сконцентрировано на урегулировании двух моментов: приграничных проблем и передачи Казахстану четырех пансионатов на Иссык-Куле. Обе республики заинтересованы в развитии сотрудничества в целом. Но политические и экономические реалии таковы, что эффективное развитие двусторонних отношений прогнозировать тяжело.
- Во время прошлогоднего визита президента Назарбаева в Кыргызстан были подписаны конкретные документы, озвучены намерения, но воз и ныне там, - подчеркивает Джекшенкулов. - Межгоссовет состоялся лишь на бумаге. Каких-либо эффективных механизмов его деятельности не выработано, решений – не принято, не создан казахстанско-кыргызский инвестиционный фонд, и масштабных вложений в капитальное строительство в Кыргызстан со стороны соседей по-прежнему нет.
Нур Омаров, в свою очередь, отмечает, что не видит за объединительными инициативами в Центральной Азии будущего. По его словам, скорее всего в регионе будут конкурировать интеграционные программы России и Китая. Москва намерена реализовывать их через ЕврАзЭС, а КНР – в рамках ШОС.
По оценкам проректора Дипломатической академии МИД Кыргызстана Марата Суюнбаева, в Кыргызстане и Центральной Азии в целом наблюдается «усталость» от ожидания интеграции. В том числе, с той же Россией. Если последняя, как он полагает, не обратит внимания на необходимость более тесного объединения в рамках постсоветского пространства, то в будущем она не раз столкнется с пренебрежением ее геополитических интересов, как это случилось с Косово.
Тем временем, как подчеркивает эксперт, регион столкнулся с рядом проблем, на которые практически не обращается внимание. В Центральной Азии, на взгляд Суюнбаева, преобладают тенденции культурного изоляционизма. Узбекистан и Туркмения перешли на латиницу. В Казахстане обсуждают возможность перехода на нее с 2010 года. В Кыргызстане этот вопрос также активно обсуждается. Таджикистан изучает возможность возврата на арабский шрифт.
- Экономические и политические барьеры на пути интеграции в регионе могут быть преодолены лет через 10-15, - говорит Марат Суюнбюаев. - К этому времени, однако, может случиться так, что основным препятствием к объединению станет отсутствие культурной идентичности. Идейной основой постсоветского нового «большого пространства» является евразийство. Я понимаю его как необходимость коллективного, общинного выживания. Но если России и Центральной Азии не удастся инициировать и осуществить реальные интеграционные проекты, государства постсоветского пространства могут утерять ресурсы и постепенно подвергнуться расчленению внешними игроками.
Крах интеграционного проекта или полное отсутствие такового, по мнению Суюнбаева, способно вызвать стойкую аллергию к интеграции вообще в любой из стран Центральной Азии. Что, как полагает военный эксперт Леонид Бондарец, ухудшит положение каждой из республик региона. «Наши лидеры должны осознать, что в современном мире возможность выжить имеют только объединения государств, не прибегающих к помощи внешних спонсоров, - убежден он. – Поэтому каждое из государств Центральной Азии сейчас представляет из себя не субъект, а объект международной политики. На мой взгляд, регион должен объединиться, если хочет состояться как геополитическая единица».