Carrefour делает ставку на новое направление
Вторая по величине в мире розничная сеть Carrefour собирается сделать операции на рынке недвижимости вторым важнейшим направлением деятельности, сообщают «Ведомости». Компания планирует, что 2008 год станет для нее «годом прорыва».
Carrefour предполагает активно заняться девелопментом и направить часть капитальных вложений в область проектов, приносящих прибыль за счет недвижимости. В дальнейшем Carrefour планирует провести IPO девелоперского подразделения.
Carrefour уже задействована в недвижимости, поскольку ей принадлежит много участков и зданий, в которых находятся торговые точки. Общая стоимость активов недвижимости находится между 20 и 24 млрд. евро. «Цифры, которые они приводят в своих годовых отчетах, демонстрируют, что их портфель земельной собственности очень большой», - делится специалист по вопросам рыночной и розничной торговли Эрик Рейнолдс.
Вопрос о своевременности принятия такого решения г-н Рейнолдс обосновывает тем, что оно, вероятно, было принято до кризиса с субпраймами. Однако он не считает, что это что-либо изменит, поскольку в основе стратегии лежит хорошее управление активами. «Carrefour также заявила, что наняла экспертов по недвижимости, и, по моему мнению, им понятно, что работать с недвижимостью надо как с бизнесом самим по себе, а не как с вторичным от их первостепенного бизнеса розничной торговли», - уверен Эрик Рейнолдс.
В свою очередь Бекнур Кисиков, генеральный директор Центральноазиатского агентства по франчайзингу «Cafla», заявил в интервью «Капитал.kz», что данная ситуация на рынке недвижимости является идеальной для инвестиций. Во-первых, цены на недвижимость существенно упали, что говорит о неком дне минимальных цен. Инвесторам намного выгодней покупать недвижимость в ближайшие год - два, пока цены опять не пойдут вверх согласно законам цикличности. Во-вторых, рынок недвижимости сейчас становится более качественными, так как его покидают временщики и спекулянты. Остаются устойчивые и серьезные компании, нацеленные на долгосрочные перспективы. «Желание заняться недвижимостью является оправданным и прагматичным. Речь идет об излишке капитала, а не о кредитных ресурсах», - добавляет г-н Кисиков.
Стратегия сети, по словам г-на Рейнолдса, позволяет осуществлять хороший контроль над их земельной собственностью и придает больше гибкости их коммерческой деятельности, такой как размещение гипермаркетов в нужных местах относительно досягаемости к их идеальной клиентуре. Кроме того, когда компания открывает новые магазины, она привлекает других розничных продавцов покупать земельную собственность по соседству с ними. «Если Carrefour решит развернуть где-нибудь новый магазин, они скупят окружающие участки, чтобы отдавать их в аренду другим розничным продавцам и затем собирать хорошую плату. Такой симбиоз выигрышен, поскольку коллекция и диапазон магазинов могут быть более успешными и привлекательными для покупателей, чем каждый из магазинов сам по себе», - делится специалист.
По мнению экспертов, трудности в развитии нового направления кроются в принятии хороших управленческих решений в свете нынешних экономических потрясений. Как считает Эрик Рейнолдс, основная проблема - это оценка арендной платы для магазинов Carrefour, но ее будут решать рыночными силами всякий раз, когда по ней будут вестись переговоры. С точки зрения г-на Кисикова, здесь стоит говорить и о доверии клиентов, которым очень трудно отойти от привычных решений в области недвижимости. Carrefour довольно трудно будет переключить часть потоков клиентов на себя. Важно сосредоточиться на определенном сегменте real estate: девелопмент, рынок покупок и продаж, рынок массовых клиентов и прочее. Главным же приоритетом для того, чтобы сделать новое направление в работе компании перспективным и прибыльным, Бекнур Кисиков считает упор на больших корпоративных клиентах и на долгосрочность.