Насколько защищен каспийский консорциум от внешних условий?
В течение двух дней с начала минувшей недели турецкие проливы Босфор и Дарданеллы были закрыты из-за сильного тумана. В результате этого по обе стороны от них скопилось большое количество судов, среди которых оказались и танкеры с нефтью, сообщает «РБК». Между тем этот морской путь очень важен для транзита российской нефти, в том числе для Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), пишет источник.
«Капитал.kz» обратился в пресс-службу КТК с просьбой прокомментировать работу консорциума в свете создавшейся ситуации в проливах. Согласно полученным данным, сложившиеся условия не повлияли на работу КТК, и отгрузка нефти в портах ведется по налаженному механизму. Кроме того, как уточнили в пресс-службе, ее объемы тоже не были сокращены. От дальнейших комментариев в представительстве консорциума отказались.
Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК, доктор экономических наук, предполагает, что закрытие проливов не внесло изменений в работу КТК. «В портах таких стратегически важных маршрутов, как Босфор и Дарданеллы, всегда есть терминалы, куда закачивается нефть в форс-мажорных ситуациях, - говорит г-н Егоров. – Однако мощности у них небольшие и не рассчитаны на длительный срок хранения нефти».
Причиной, способной всерьез нарушить работу консорциума, он назвал возможное решение «Транснефти» об увеличении тарифов на прокачку казахстанской нефти. «В подобном случае потребуется время на рассмотрение этого вопроса правительством страны, потом на переговоры и подписание достигнутого соглашения, - уточнил Олег Егоров. – А соответственно и транзит нефти из Казахстана будет приостановлен, что незамедлительно скажется на работе всего КТК». Однако, по мнению аналитика, его работа настолько отлажена и является важной для Казахстана и России, что вряд ли какие-то причины могут на нее повлиять.
Вполне понятно, что простаивание танкеров с нефтью в портах не совсем благоприятно отразится на работе консорциума. А это повлечет за собой скопление непрокачанных объемов сырья, считает Александр Кузнецов, аналитик нефтегазового сектора ИК «Проспект». «Но даже в этой ситуации КТК найдет альтернативные пути транспортировки, - уверен он. – Возможными вариантами перевозок нефти могут стать автомобильные и железнодорожные пути. Конечно, они более затратные, но это все же выход из положения».
«Однако, скорее всего, КТК не придется прибегать к подобным методам, потому как вряд ли проливы были бы закрыты надолго, ведь Турция имеет значительную прибыль от прохождения каждого судна в этом регионе», - отметил г-н Кузнецов. Единственным фактором, по его мнению, способным осложнить прокачку, могут стать разногласия между компаниями-членами консорциума по намеченному расширению КТК. Потому как разобщенность стремлений, желаний и возможностей внутри любой отлаженной схемы, коей является КТК, неминуемо приведет к ее сбоям, считает он.
Ситуация, которая сложилась на проливах, должна была осложнить работу КТК, но в данном случае она призвана стать стимулом для выработки альтернативных путей транспортировки нефти в обход Босфора и Дарданеллы. Так полагает Гульнур Рахматулина, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК, кандидат экономических наук. «И в этом случае особого внимания заслуживает нефтепровод Бургас-Александруполис, - считает она. – Турецкие проливы сильно перегружены, а болгаро-греческая труба поможет разгрузить их».
Однако, возвращаясь к работе Каспийского трубопроводного консорциума, г-жа Рахматулина отметила, что «Транснефть», которая наверняка понесла убытки в свете последних событий, всегда найдет способ восстановить баланс в своем бизнесе. «В частности, вероятнее всего, что после того, как работа проливов будет полностью восстановлена, «Транснефть» будет осуществлять транзит скопившихся объемов нефти ударными темпами», - резюмировала она.