В городе-спутнике Караганды Темиртау, столице металлургов, прежде действовало свыше 160 газораспределительных установок (ГРУ). Кроме того, имелась своя уникальная база - газонакопительная станция, каких во всем Казахстане было всего три. Сейчас действует меньше десятой части ГРУ. Баллонизация пришла вместе с капитализацией общества.
На состоявшемся недавно брифинге в управлении по ЧС озвучены тревожные факты: почти 90% жителей многоэтажных домов Темиртау нарушают закон, используя газовые баллоны. «Из 161 зарегистрированной в технадзоре установки эксплуатируются всего 17. Из общего количества 59 ГРУ находятся в собственности ТОО «Темир-Газ», 13 - ТОО «Алем-Газ», а 89 – бесхозные», - сказал на брифинге начальник отдела по контролю в химической и металлургической промышленности управления по ЧС Геннадий Клюшнев.
Реанимацией ГРУ никто всерьез не занимался уже много лет. На бесхозных установках поживились расхитители металла. Свою лепту внесли вороватые торговые агенты, которые поставляли некачественный газ или, собрав с населения деньги, исчезали в неизвестном направлении.
Ни одна из бездействующих ГРУ не была законсервирована согласно техническим правилам. А ведь в подземных емкостях имеются тяжелые остатки. Учитывая близость к жилым домам, даже длительное время неработающие установки представляют собой серьезную опасность.
Бывают случаи на грани риска. ГРУ, которая обеспечивает газом «вечный огонь» около монумента неизвестному солдату на площади им. Ю. Гагарина, также числится бесхозной. Ей больше 30 лет, и она находится в неудовлетворительном состоянии. Несколько лет назад технадзор запретил ее использование, однако накануне 9 мая власти города дали «добро» на заправку опасной ГРУ ради «вечного огня». А ведь в любое время могла произойти утечка газа. Кстати, за разрешением в технадзор никто не обращался. Слава богу, обошлось без ЧП.
Городские власти предпринимали попытку реанимировать газовое хозяйство, но безуспешно. Руководитель ТОО «Темир-Газ» Владимир Березняцкий винит жителей: «Мы восстановили две установки, угрохав на каждую от трех до четырех миллионов тенге, но жильцы не желают объединяться для совместного пользования ГРУ. Некоторые во время ремонта квартир вообще убрали газовые плиты».
Жильцы, наоборот, считают виновником бед услугодателей. «Сколько раз было, что проплаченный авансом за месяц газ горел всего 20 дней. Или замерзал зимой из-за плохого качества. Однажды агент вообще сбежала с нашими деньгами. Самое интересное, что спросить за безобразия не с кого, все нам отвечают: разбирайтесь сами. Так и дошли мы до баллонов и электрических плит», - говорит домком Елизавета Дорошенко.
Теперь, по имеющимся расчетам, восстановление одной ГРУ обойдется в сумму порядка 5 млн. тенге. На такие расходы никто не готов.
Между тем, повсеместная баллонизация влечет за собой большую опасность. Газовые баллоны реализуются с нарушениями технических и противопожарных норм. Как было заявлено на брифинге, ни одна из фирм, занимающихся продажей баллонного газа, не соблюдает правил. Технадзор с дорожными полицейскими даже выставляли заслоны во дворах, но все бесполезно. Машины с баллонами продолжают ездить по дворам и даже детским площадкам. Газоснабженцы получают прибыль, не считаясь с принципами безопасности граждан.
«Отношения потребителей с поставщиками баллонного газа должны строиться на договорной основе, - поясняет Геннадий Клюшнев. - Каждый покупатель баллона должен регистрироваться как абонент с присвоением абонентского номера. Но фирмам это невыгодно, потому что по закону они не имеют права продавать газ жителям верхних этажей».
Специалисты госнадзора настаивают на необходимости программы восстановления ГРУ. С каждым годом это дело становится более затратным, вот почему стоило бы предусмотреть какие-то льготы для потенциальных инвесторов. Да и, видимо, без финансовой помощи со стороны бюджета города уже не обойтись. А у горожан должен сработать инстинкт самосохранения. Для сравнения: в Астане 90% населения пользуются емкостным газом, в Темиртау такая же часть приходится на баллонный газ. А это значит, что темиртаусцы прочно сидят на пороховой бочке.