«Астана Моторс» планирует провести IPO в следующем году
Привлечение финансовых средств за рубежом продиктовано стремлением казахстанской моторной компании расширить свою деятельность, сообщил президент Astana Group Нурлан Смагулов агентству «Интерфакс-Казахстан».
По словам г-на Смагулова, компания намерена выйти на новый уровень развития, и собирается инвестировать в развитие дилерской сети в течение последующих 5 лет более $80 миллионов. В настоящее время «Астана Моторс» начала подготовку к международному аудиту финансовой отчетности и проводит другие процедуры в рамках подготовки к первичному размещению акций на международных рынках. Компания уже привлекла крупный международный инвестиционный банк в качестве финансового консультанта. «Для того чтобы привлекать деньги на международном рынке капитала, мы должны стать прозрачными и понятными для любого инвестора», - уверен президент Astana Group.
Помимо планируемого IPO компания рассматривает и другие источники привлечения финансовых средств, сообщает источник со ссылкой на Нурлана Смагулова. «До сегодняшнего дня мы активно занимали средства на казахстанском банковском рынке. Сейчас же эти кредиты значительно подорожали, вот почему мы ищем разные пути привлечения денег: рассматриваем, помимо IPO, выпуск облигаций, другие инструменты, привлечение новых инвесторов в наши проекты», - подытожил г-н Смагулов.
Как сообщила «Капитал.kz» PR-менеджер ТОО «Astana Group» Екатерина Гребенникова, компания пока не готова назвать объем акций, который планируется выпустить в процессе IPO, так же, как и сумму, которую она собирается привлечь. Возможный объем инвестиций можно будет определить только после завершения процесса аудита финансовой отчетности.
Г-жа Гребенникова особо подчеркнула, что IPO для компании «Астана Моторс» не самоцель. Важнее для компании пройти этап подготовки к нему. Возможно, потом руководство решит, что будет выгоднее разместить евробонды.
Деньги уйдут в регионы
Как отмечает Екатерина Гребенникова, ситуация на рынке такова, что баланс объемов продаж смещается в пользу регионального покупателя. Если раньше в Алматы продавалось 90% машин, сейчас – всего около 50%. Поэтому основные средства будут направлены на развитие дилерской сети, в частности на строительство новых автоцентров и качественное расширение присутствия компании «Астана Моторс» в регионах. Сейчас ведется строительство целого комплекса автоцентров в Астане, в самое ближайшее время автоцентр будет построен в Актобе. Есть также планы по строительству в Атырау и других городах.
Помимо этого развитие компании будет акцентировано на усиление сервисной составляющей. Если раньше доля сервиса и запасных частей в структуре доходов «Астаны Моторс» составляла 5-10%, то теперь эта цифра достигла 30-40%.
Рынок диктует правила
Сегодня казахстанский автомобильный ритейл качественно еще не раскрыл свой потенциал, отмечает Екатерина Гребенникова. Ежегодный импорт автомобилей в республику составляет порядка 300 тысяч единиц. Число автомобилей на тысячу человек в Казахстане находится на неплохом уровне – около 145 машин. Данный показатель близок, к примеру, к российскому уровню и даже превышает украинский. Но основная перспектива роста рынка заключается в структуре продаж. Если на Украине и в России новые автомобили в импорте составляют 60–80%, то в Казахстане – лишь 10%. С учетом «серых» дилеров и российских автомобилей – 15–20%. Рынок «официальных» продаж растет очень быстро.
Источниками роста «официального» автомобильного рынка можно назвать кредитование и сферу законодательства. К примеру, в России машины старше 7 лет облагаются акцизом. На Украине ввели серьезные ограничения для такой техники, в Казахстане пока никаких ограничений нет (о планируемых ограничениях на ввоз старых автомобилей в Казахстан см. Капитал.kz» № 27(164), 10.07.2008 г.).
Кредитование является не менее важным фактором. В развитых странах лишь единицы покупают автомобили за наличные средства. В Казахстане же доля автомобилей, приобретенных в кредит, ничтожно мала. На примере «Астаны Моторс» она составляет порядка 16-18% от общего числа проданных машин. В развитых странах эта цифра достигает 97-99%. Снижение кредитных ставок, требований к заемщику и упрощение процесса оформления кредита увеличат спрос населения к потребительским товарам длительного пользования, включая автомобили.