Минтранском решал железнодорожный вопрос
На развитие транспортной отрасли Казахстана из бюджета страны в ближайшие три года будет выделено более 1,3 трлн. тенге, объемы транзитных грузоперевозок будут увеличены на 33%, станет активно развиваться железнодорожное и авиационное машиностроение, будут создаваться сервисные центры. Если планы не разойдутся с делом, транспортники обещают, что Казахстан в ближайшие годы получит не только прекрасную транспортную инфраструктуру, возросший транзит и доходы от него, но и ровные дороги, быстрые поезда и современные аэропорты с лайнерами, - обо всем этом говорилось на коллегии Министерства транспорта и коммуникаций РК на минувшей неделе.
Вопреки недавнему отчету главы АО «Казахстан темiр жолы» Аскара Мамина, проблем у железнодорожников, по словам министра транспорта и коммуникаций Серика Ахметова, сегодня хватает. Железнодорожная отрасль до сих пор не решила один из главных вопросов - дефицит вагонов, ежегодно выкладывая за аренду подвижного состава более 11 млрд. тенге, но продолжает активно строить новые железнодорожные линии.
По сообщению минтранскома, сейчас ведется работа по семи проектам: скоростного передвижения между Астаной и Алматы, определены концессионеры, начато строительство веток Ералиево - Курык, Коргас - Жетиген, Макат - Кандыагаш и т.д. Уже в августе текущего года планируется ввести во временную эксплуатацию новую железнодорожную линию Шар - Усть-Каменогорск, протяженностью около 150 км.
«Это значительно повлияет на формирование национальной сети железных дорог и позволит оптимизировать маршрут Семей - Усть-Каменогорск», - пояснил вице-министр транспорта и коммуникаций Дулат Кутербеков.
Правда, о том, что, обеспечивая загруженность новых веток железнодорожными составами, дополнительные средства на аренду вагонов придется поискать и, возможно, за счет повышения железнодорожных тарифов, вице-министр пока не упомянул - чтобы не портить мажорную тональность отчета. А ведь арендные средства могли бы работать на казахстанскую промышленность, в том числе и на транспортное машиностроение. Тем более что правительством уже ведется работа по организации производства грузовых и пассажирских вагонов, локомотивов и запасных частей.
Например, российский «ЗИКСТО» разработал три опытных образца полувагонов, испытания которых будут завершены в текущем году. На стадии переговоров с канадской компанией «Бомбардье» находится еще один вопрос о выпуске железнодорожных вагонов в Казахстане. Если в сентябре будут подписаны документы о взаимодействии - в республике, наконец, появится еще одна отрасль машиностроения - железнодорожная.
По ходу коллегии г-н Ахметов также напомнил о том, что уже в следующем году компания «Як-Алакон» намерена наладить сборку самолетов ЯК-58 - работы по созданию близ Алматы авиационного производства по сборке легкомоторных самолетов продолжаются.
В соответствии с утвержденным планом развития работы по Як-58 включены в Перечень 88 важнейших работ для развития Казахстана. В 2007 году специалистами ОКБ им. Яковлева проведены испытания опытного самолета Як-58 с установленным на нем двигателем серии М-14, но форсированным до мощности 450 лошадиных сил. Проведенные российской стороной испытательные полеты с новым двигателем завершились полным успехом. Выросли практически все летно-технические характеристики самолета, отработана методика полетов с двигателем повышенной мощности, решены вопросы адаптации такого двигателя для Як-58.
Кроме этого, учитывая преобладание в парке АО «Эйр Астана» воздушных судов «Эйрбас» 321/320/319, между Усть-Каменогорским титано-магниевым комбинатом и концерном «Эйрбас» подписано соглашение об организации в Восточном Казахстане производства деталей для самолетов этого типа, а в Астане - сервисного центра по техническому обслуживанию таких самолетов.