Жестко подавлен очередной бунт заключенных
Очередным кровавым ЧП отметилась горная республика на прошлой неделе. Поздним вечером 14 августа в исправительной колонии № 16 в Чуйской области, где содержатся осужденные за совершение особо тяжких преступлений, включая около 180 приговоренных к пожизненному заключению, вспыхнул бунт. Заключенные убили двух сотрудников охраны и взяли в заложники еще несколько человек, служащих в ГУИН Минюста (Главного управления исполнения наказаний). Позже выяснилось, что в плен к тюремному контингенту попали прапорщики, работавшие в дежурной смене.
К «зоне» были спешно стянуты подразделения силовиков. Ближе к полуночи в колонию ворвался спецназ ГУИН. Спецназовцы подавили тюремное «восстание», отделив от толпы заключенных несколько десятков человек, подозреваемых в подстрекательстве к бунту, захвату в заложники и убийству сотрудников охраны. Оставшиеся в живых представители ГУИН были освобождены. В колонии был проведен тотальный обыск.
Около 40 заключенных из числа зачинщиков беспорядков были оперативно вывезены в бишкекский СИЗО-1. Это, как сообщили позже в Минюсте, было сделано «с целью предотвратить попытки отрицательно настроенных заключенных организовать новый бунт». По пути в столицу двое из них были убиты. В их числе оказался «положенец» «зоны». По некоторым данным, именно они и руководили «тюремным восстанием».
Согласно официальной версии, убийство совершили заключенные, которые перевозились в бишкекский СИЗО-1 вместе с ними. Родственники погибших утверждают, что на самом деле с главными зачинщиками бунта расправились сотрудники ГУИН, отомстив за убитых заложников. В Минюсте, в свою очередь, это мнение, конечно же, опровергают.
События в исправительной колонии № 16, как сейчас предполагают в прокуратуре, могли быть вызваны плохими условиями содержания заключенных. Их, по утверждению официальных источников, «кормят на сумму, равную 50% от положенной, и одевают на сумму, равную 20% от их общей потребности». По словам начальника ГУИН Эрнста Исаева, «элементарные нужды заключенных в Кыргызстане обеспечиваются государством только на 40,3% от необходимого».
В самой колонии № 16 уже были случаи отказа осужденных повиноваться руководству исправительного учреждения. Так, 20 марта 2008 года десять заключенных зашили себе рты, еще 100 человек пытались массово вскрыть вены. Тогда, правда, они провели своеобразную акцию поддержки «вора в законе» Азиза Батукаева.
Впрочем, государство, как утверждают в правительстве, пока не располагает возможностью достойно содержать «тюремный контингент». Поэтому после бунта был найден более «дешевый» выход из ситуации. Приговоренных к пожизненному заключению решили помещать для отбывания наказания в отдельные камеры. До этого их содержали вместе с другими осужденными. «Такое решение принято в качестве превентивных мер для упреждения возможных ЧП», - подчеркнули в Минюсте республики.
Бунтом в колонии № 16, вместе с тем, ЧП не закончилось. В исправительном учреждении № 47 (строгого режима) около ста осужденных отказались от приема пищи - якобы в знак солидарности с «восставшими». Но чуть позже в ГУИН сообщили, что «ситуация полностью контролируется, все осужденные приступили к приему пищи». Во всех учреждениях пенитенциарной системы Кыргызстана продолжает действовать режим особого контроля, и производятся зачистки.